Найти тему
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

ЖК-1. "Здесь добывали торф..." В поисках заброшенного Южного участка

Начинаем обещанную серию фоторассказов с Жулановской кругосветки (ЖК). Открывает серию наша полазушка по руинам Южного участка.

Отправились мы с другого старта - от гаражей у маленького поселка Большой Шарташский Каменный Карьер. Поселку уже больше полувека, поскольку здесь начали самостоятельно строиться в 1940-е и 1950-е годы.

Спуск на тропинку
Спуск на тропинку

Когда здесь фабрика Изоплит строила железную дорогу в 1930-е гг., здесь пораскидали кучу камней, чтобы выровнять полотно.

Камни в лесу
Камни в лесу
Фрагмент карты Cвердловска 1958 г. komendora.
Фрагмент карты Cвердловска 1958 г. komendora.

Проходя дальше, также идем по насыпи бывшей ж/д на фабрику. Слева от нас болото, из которого вытекал ручей в Чистовской торфяник.

Весеннее болото
Весеннее болото
Другой ракурс
Другой ракурс

Видеопанорама болота

На северном берегу болота раньше стояли SunDali.

В весеннюю пору на Шарташе утки ходят где ни попадя в поисках водоемов.

Шальные утки
Шальные утки

Когда мы пошли по нашей сокращательной тропинке к Пескам, заметили в лесу развалины дома.

Фундамент дома. Наша первая заброшка по маршруту
Фундамент дома. Наша первая заброшка по маршруту
Дом был с печкой.
Дом был с печкой.

На самом фундаменте лежало много школьных стульев, ведер. Рядом лежала гора бесхозных советских самокатов. Проходим дальше к увалу в лесу.

На увале
На увале
В глубине Шарташского лесопарка
В глубине Шарташского лесопарка
А вот и сам увал.
А вот и сам увал.

Далее по дорожкам выходим к руинам Южного участка.

Южный участок представлял собой небольшую станцию с производственными помещениями Свердловской фабрики изоплит. Южный участок как поселение возник с 1925 г., когда здесь был торфяник "Пищевик".

 Постройки торфяника "Пищевик" на Рабочем плане Н. Никитина 1930 г. [2]
Постройки торфяника "Пищевик" на Рабочем плане Н. Никитина 1930 г. [2]

В 1933 г. у торфяника сменились хозяева.

Станция "Южный участок" на карте komendor 1958 г. с картоматериалами местности на 1954 г.
Станция "Южный участок" на карте komendor 1958 г. с картоматериалами местности на 1954 г.

Просуществовала станция до 1966 г., когда фабрику ликвидировали. После ликвидации фабрики все её имущество либо реализовывалось, либо раздавалось по другим торфопредприятиям. Первое, что нам попалось на глаза - железная проволока.

Проволока на дереве.
Проволока на дереве.
Съезд с дороги. Судя по ямкам, наркоманы здесь частенько делают закладки. Всё изрыто.
Съезд с дороги. Судя по ямкам, наркоманы здесь частенько делают закладки. Всё изрыто.
Остатки кирпичного сооружения
Остатки кирпичного сооружения
Также от станции остались насыпи с кирпичами внутри.
Также от станции остались насыпи с кирпичами внутри.
Неподалеку проходит газопровод
Неподалеку проходит газопровод
Видны небольшие насыпи с остатками зданий
Видны небольшие насыпи с остатками зданий

Решили спуститься за дорогу, в болота. Оттуда видно немного побольше.

4Вид на дорогу. Раньше здесь была железная дорога. После 1976. проложили бетонку. Участники первой майской прогулки прошли здесь в 1984 г. по этой бетонке. В 2008 г. бетонные плиты сняли, раскидали их по разным обочинам дороги.
4Вид на дорогу. Раньше здесь была железная дорога. После 1976. проложили бетонку. Участники первой майской прогулки прошли здесь в 1984 г. по этой бетонке. В 2008 г. бетонные плиты сняли, раскидали их по разным обочинам дороги.
Остатки послойно-резной добычи торфа.
Остатки послойно-резной добычи торфа.
Иногда на обочине дороги можно встретить остатки бывших ранее зданий
Иногда на обочине дороги можно встретить остатки бывших ранее зданий

Предлагаем Вашему вниманию небольшой отрывок из воспоминаний украинского композитора А. Рудянского, который жил на Изоплите:

...Однажды, в один из летних дней, рабочие «Южной»
разработки взяли меня с собой на работу. Я, конечно, обрадовался:
проехаться в кабине мотовоза удаётся не каждому пацану. За
окнами нашей машины медленно раскрывались все новые и новые
пейзажи. Мотовоз шёл не спеша, везя за собой вагонетку. Когда
прибыли на место, взрослые принялись за работу, а я бродил по
окрестностям недалеко от стоянки. Через какое-то время вагонетка
была загружена, мы собрались уезжать. Но мотор почему-то не
заводился. Найти поломку и устранить её никому не удавалось.
Тихо надвигались летние сумерки. Когда надежда починить мотор
была окончательно потеряна, мужчины разожгли костёр. Вокруг
нашего уютного импровизированного «домашнего очага»
поместились все. Зазвучали обычные «истории у костра». Мне
постелили какую-то одежду и я лёг на неё. Огромное звёздное
небо повисло над моей головой. В костре трещали ветки, придавая
интересным рассказам взрослых ещё большую таинственность [1].
Остатки здания
Остатки здания
Крупный план.
Крупный план.

Продолжение следует...

Следующий рассказ будет посвящен горе Макаровской.

Ссылки:

1) Рудянский А.Н. Мой путь в искусстве. Донецк, 2010. С. 19.

2) Никитин Н. Материалы детальной разведки месторождения «Жулановское» Березовского района Свердловской области. Свердловск: Изд-во треста «Сельхозторф», 1929.

Спасибо за внимание! Благодарим, что дочитали до конца!
Если Вы знаете об истории этих мест больше, напишите комментарии!

Ссылки:

1) Никитин Н. Материалы детальной разведки месторождения «Жулановское» Березовского района Свердловской области. Свердловск: Изд-во треста «Сельхозторф», 1929.