Начинаем обещанную серию фоторассказов с Жулановской кругосветки (ЖК). Открывает серию наша полазушка по руинам Южного участка.
Отправились мы с другого старта - от гаражей у маленького поселка Большой Шарташский Каменный Карьер. Поселку уже больше полувека, поскольку здесь начали самостоятельно строиться в 1940-е и 1950-е годы.
Когда здесь фабрика Изоплит строила железную дорогу в 1930-е гг., здесь пораскидали кучу камней, чтобы выровнять полотно.
Проходя дальше, также идем по насыпи бывшей ж/д на фабрику. Слева от нас болото, из которого вытекал ручей в Чистовской торфяник.
Видеопанорама болота
На северном берегу болота раньше стояли SunDali.
В весеннюю пору на Шарташе утки ходят где ни попадя в поисках водоемов.
Когда мы пошли по нашей сокращательной тропинке к Пескам, заметили в лесу развалины дома.
На самом фундаменте лежало много школьных стульев, ведер. Рядом лежала гора бесхозных советских самокатов. Проходим дальше к увалу в лесу.
Далее по дорожкам выходим к руинам Южного участка.
Южный участок представлял собой небольшую станцию с производственными помещениями Свердловской фабрики изоплит. Южный участок как поселение возник с 1925 г., когда здесь был торфяник "Пищевик".
В 1933 г. у торфяника сменились хозяева.
Просуществовала станция до 1966 г., когда фабрику ликвидировали. После ликвидации фабрики все её имущество либо реализовывалось, либо раздавалось по другим торфопредприятиям. Первое, что нам попалось на глаза - железная проволока.
Решили спуститься за дорогу, в болота. Оттуда видно немного побольше.
Предлагаем Вашему вниманию небольшой отрывок из воспоминаний украинского композитора А. Рудянского, который жил на Изоплите:
...Однажды, в один из летних дней, рабочие «Южной»
разработки взяли меня с собой на работу. Я, конечно, обрадовался:
проехаться в кабине мотовоза удаётся не каждому пацану. За
окнами нашей машины медленно раскрывались все новые и новые
пейзажи. Мотовоз шёл не спеша, везя за собой вагонетку. Когда
прибыли на место, взрослые принялись за работу, а я бродил по
окрестностям недалеко от стоянки. Через какое-то время вагонетка
была загружена, мы собрались уезжать. Но мотор почему-то не
заводился. Найти поломку и устранить её никому не удавалось.
Тихо надвигались летние сумерки. Когда надежда починить мотор
была окончательно потеряна, мужчины разожгли костёр. Вокруг
нашего уютного импровизированного «домашнего очага»
поместились все. Зазвучали обычные «истории у костра». Мне
постелили какую-то одежду и я лёг на неё. Огромное звёздное
небо повисло над моей головой. В костре трещали ветки, придавая
интересным рассказам взрослых ещё большую таинственность [1].
Продолжение следует...
Следующий рассказ будет посвящен горе Макаровской.
Ссылки:
1) Рудянский А.Н. Мой путь в искусстве. Донецк, 2010. С. 19.
2) Никитин Н. Материалы детальной разведки месторождения «Жулановское» Березовского района Свердловской области. Свердловск: Изд-во треста «Сельхозторф», 1929.
Спасибо за внимание! Благодарим, что дочитали до конца!
Если Вы знаете об истории этих мест больше, напишите комментарии!
Ссылки:
1) Никитин Н. Материалы детальной разведки месторождения «Жулановское» Березовского района Свердловской области. Свердловск: Изд-во треста «Сельхозторф», 1929.