Дети очень занятые существа с самого первого дня. Хотя многим и может показаться, что они поначалу проводят время лишь за едой, сном и плачем, но на самом деле они постоянно развиваются, приобретают новые навыки, развивают свои чувства и знакомятся с окружающим миром.
При рождении мозг ребенка оснащен 100 миллиардами нервных клеток. В течение первых двух лет жизни в мозге малыша каждую секунду создается 2 миллиона новых связей!
Младенцы учатся огромному количеству вещей и поглощают бесчисленное количество информации ежедневно, потому что каждый день приносит с собой силу новых впечатлений — новые звуки, новые формы, новые текстуры, новое поведение окружающих людей — для малышей все происходит в первый раз!
Интенсивность процесса обучения также объясняет большую потребность ребенка во сне в первые годы жизни. Интересен факт, что сон новорожденного выглядит иначе, чем у взрослых — фаза, во время которой нервная система организует и объединяет информацию, собранную в течение дня, составляет до 50% цикла сна младенца и длится до 60 минут, в то время как для взрослого она составляет всего 15-20 минут.
Когнитивное развитие детей младшего возраста является чрезвычайно увлекательным и в то же время трудным для изучения предметом, потому что дети не скажут нам, что и как они видят, или как они учатся. Нелегко проникнуть в мир ребенка, ученые годами думали о том, как дети видят и изучают мир, и до настоящего времени разрабатывают новые методы исследования младенцев.
Давайте посмотрим, что уже установлено в отношении когнитивного развития детей младшего возраста.
Когнитивное развитие ребенка начинается еще до рождения.
На момент рождения мозг ребенка уже имеет 100 миллиардов нервных клеток и тысячи связей между ними — что это значит? Ребенок учится до появления на свет. Он не представляется как чистый лист бумаги.
Малыш уже распознает звуки и запахи — особенно запах мамы и звук ее голоса, различает мелодию языка, ритм, интенсивность звука и даже акцент, который проявляет в первом крике после рождения.
Исследования показали, что когда перед ребенком стоит выбор слушать свой родной язык или иностранный, то он выберет первый.
Дети также помнят мелодии и даже слова, которые они часто слышали, находясь в утробе матери, поэтому малыш будет с энтузиазмом реагировать на песню, которую его мама часто слушала во время беременности или сама пела ему, или на сказку, которую мама часто читала, когда он был еще в животике.
Также еще до рождения формируются вкусовые предпочтения — исследования показали, что дети предпочитают блюда и ингредиенты, которые ели их мамы во время беременности.
Развитие восприятия — как дети воспринимают окружающий мир?
На первом году жизни ребенок познает мир главным образом через чувства, поэтому так важно стимулировать эмоции маленького ребенка — нам помогут контактные, веселые занятия и разнообразные игры. Если мы в этот период предоставим нашему чаду возможность знакомиться с широким спектром сенсорных ощущений, то напрямую поспособствуем правильному развитию его нервной системы.
Когда-то считалось, что новорожденные ничего не знают и не понимают, сегодня мы осознаем, что это не так.
Уже в момент рождения и в течение первых недель жизни дети могут сфокусировать взгляд, следить, хотя бы непродолжительное время, за движущимся объектом, различать основные ароматы и звуки.
Сначала малыши могут видеть на расстоянии около 20 см, что дает им возможность рассмотреть лицо своей мамы. Однако способность видеть быстро развивается.
Интересный факт показали исследования: даже однодневные и двухдневные новорожденные отличают лицо матери от лица других женщин. Профессор Гейл Уолтон сняла на видео мам двенадцати новорожденных и показала его малышам вместе с видео другой женщины, у которых был такой же цвет глаз и волос - и что же произошло? Дети смотрели на свою маму гораздо дольше и явно предпочитали именно ее образ.
На что же смотрят дети, когда рассматривают лица?
Приблизительно до двухмесячного возраста их взгляд в основном сфокусирован на контрастных объектах с четкими контурами, то есть на линии роста волос, на контуре лица.
Младенцы предпочитают смотреть на трехмерные изображения, движущиеся, симметричные и с определенными узорами — для этого лицо является идеальным объектом.
Кажется, что сама природа позаботилась о том, чтобы новорожденные реагировали на те элементы окружающей среды, которые для них наиболее важны с точки зрения выживания.
О других интереснейших исследованиях и выводах ученых читайте в моем следующем материале "Когнитивное развитие младенца. Часть 2". Подписывайтесь! Будет интересно!