Как Вы считаете какой возраст самый сложный и неоднозначный на всем протяжении человеческой жизни? Задаваясь этим вопросом, ловишь себя на мысли, что очень не просто на него ответить. Многим известны возрастные кризисы человеческой жизни от рождения и до самого конца: кризис года, кризис 3-х лет или как его еще называют «кризис самости», кризис семи лет или кризис младшего школьного возраста, кризис подросткового возраста, кризис среднего возраста или «кому за сорок»:), кризис прекращения активной профессиональной деятельности (когда человек выходит на пенсию), так называемый «мужской кризис», «женский» или предмено и менопаузный кризис и т,д. Как видите, их очень много в течение всей жизни человека. Кто-то их проходит достаточно успешно, или хотя бы не так заметно. Кто-то — очень тяжело. В каждом из возрастных этапов есть свои особенности, сложности, «подводные камни», но также есть пути их преодоления. Каждый из них так или иначе связан с воспоминаниями, впечатлениями, полученными в детстве. Как известно, мы все родом оттуда, из детства...В зависимости от того, каким было наше детство, какой отпечаток оно наложило на становление личности, какие следы оставило в памяти, такой, как правило, и будет дальнейшая жизнь человека. Человек становится тем, кем стал, пройдя нелегкий путь от внутриутробного развития до того самого этапа, на котором сейчас находится. Как он зарождался, как развивался внутри матери, как родился, как рос и воспитывался, какие испытывал чувства, эмоции, стрессы, какогО было его окружение — всё это имеет самое прямое отношение к тому, кем он станет, как он будет воспринимать себя , как будет переходить из одного этапа в другой на всем протяжении своей жизни, будет ли испытывать затруднения, сталкиваясь на пути с проблемами или преградами, называемыми «кризисами». Мне, как психологу, интересен любой возраст и человек в нем. Ведь нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь. Жизнь, как очень сложный, многогранный, интересный процесс... Жить - это же не просто способ существовать. Невозможно просто родить ребенка, кормить его три раза в день, обеспечить ему удовлетворение чисто биологических потребностей и этим ограничиться, а в итоге получить здоровую личность. Не-воз-мож-но!!! Жизнь — это социально-обусловленная постоянная. Она очень содержательна, в ней много всего, что напрямую влияет на ребенка, а потом взрослого человека культурно, нравственно, творчески, этически, психологически и т. д. Как говорят ученые-психологи, воспитание ребенка начинается еще с внутриутробного развития. Не для кого не секрет, что то, как будущая мама вынашивает своего младенца, при каких условиях, в каком окружении, обстановке, статусе (имеется ввиду полная семья или мамочка планирует растить ребенка одна) - очень сильно влияет на развитие ребенка еще во внутриутробной жизни. Это единый организм, единое пространство, здесь всё общее. Как будет жить 9 месяцев мама, так и будет жить и развиваться малыш. Учеными давно доказано, например, что музыка влияет на внутриутробное развитие плода и его поведение. Чтобы убедиться, что плод способен воспринимать звуки и реагировать на них, исследователи изучали различные показатели: следили за движениями ребенка, подсчитывали частоту сердечных сокращений, отслеживали изменения позы плода. Было доказано, что медленная, спокойная мелодия очень благотворно влияет на плод. Тогда как громкая динамичная музыка может возбудить ребенка, заставить перемещаться, менять позицию, одним словом вызывать беспокойство. Это говорит о многом. Младенец внутри матери чувствует всё, что происходит снаружи. Он реагирует и привыкает к голосу матери, к ее прикосновениям. Если женщина пребывет в благоприятных условиях, не раздражена, не плаксива, получает позитивные эмоции, соблюдает режим дня, окружена любовью и заботой близких, то, соответственно и ребенок развивается в комфорте. Очень хорошо было бы на протяжении всей беременности, а точнее во втором и третьем триместрах разговаривать с малышом, легкими поглаживаниями касаться живота, вместе с ребенком слушать спокойную, тихую мелодию (можно одну и ту же), читать вслух, напевать ему. Все это будет плодотворно влиять на развитие и поведение младенца и рождение здорового ребенка. Ведь мать и дитя тесно, неразрывно связаны друг с другом. Как я уже говорила, у них ссё общее и это общее должно быть прекрасным, теплым, знакомым, позитивным. У плода происходит запечатление всех получаемых извне сигналов, так называемый импринтинг, некое обучение, закрепление в памяти признаков, звуков и т. д. После рождения он будет узнавать голос мамы, музыку, которую слышал и соответственно реагировать. Но если представить себе этот процесс наоборот, когда будущая мама живет в неблагоприятных условиях, в постоянном стрессе, часто плачет, много работает, у нее нет желания радоваться жизни, гулять, получать позитивные эмоции, слушать красивую музыку, если она уже подсознательно не любит ребенка, которого носит, потому что он ей причиняет дискомфорт, или он ей в тягость, или он не от любимого человека, есть очень много»или». Вот только представьте такую картину...А это не так уж и редко встречается в нашей с вами жизни...Как правило в таких обстоятельствах мы рискуем получить на свет младенца с так называемыми врожденными психологическими травмами, которые могут в дальнейшем привести к различного рода нарушениям нервной системы ребенка . Вот почему так необходимо при планировании ребенка быть готовым к этому нелегкому, но прекрасному этапу в жизни не только физически, но и морально, психологически и эмоционально.