Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Иткуль - мясное озеро

Оглавление
Панорама на озеро Иткуль
Панорама на озеро Иткуль

Однажды я нарисовал подробную карту озера. Потом продолжил эту тему, нарисовав оз. Окункуль и систему каслинских озёр. А вот по оз. Иткуль пришлось попотеть, современные башкиры не знают языка и значения многих слов. Мне помогла работа жившего здесь краеведа, имама Фидаиля Юзлекбаева, и общение с местным жителем, лесником Зариповым.

Но так и осталось непонятным происхождение названия речки Астарды, и горы Тугашка, которая есть и у оз. Окункуль. Интересовался у казанских татар, но и они не дали объяснений, видать, со временем сильно изменились те первоначальные названия в речи, ну и на картах тоже.

Версии и байки

В № 1 за 2013 год в «УС» была статья «Байки деда Садыка» — это легенда про оз. Иткуль. Оно находится на севере Челябинской области, является гидрологическим памятником природы. Его название переводится с башкирского языка как «мясное озеро». Иткуль вытянут на семь километров с севера на юг, а ширина его — пять километров. Озеро весьма глубокое, максимальная глубина составляет 16,6 метра, а средняя — 7,8 метра. Вода чистая, прозрачность достигает пяти метров. Из-за многочисленных подводных родников вода в Иткуле достаточно холодная. В озеро впадает много рек, самые крупные из них Карабайка, Зюзелга, Долгая и Буркалка. Вытекающая из Иткуля речка Исток впадает в оз. Синара. Берега у озера Иткуль в восточной части красивые, высокие, скальные с небольшими курьями, гранатовыми пляжами. По западному берегу горная гряда с горой Карабайка (544 м), Буркальские (400 м), Чебаковские (471 м), Буланный камень (433 м).

Сейчас в западной части по береговой линии расположено несколько баз отдыха от В.-Уфалейских предприятий. По северному берегу стоят деревни Даутово (Давыдково) и Иткуль (Средняя), а правее подальше от озера Ключи (Шишма). Что интересно, Ключи и Иткуль заселили в XVII веке сынряне, а позже с XVIII века в Даутово поселилось пришедшее с Алтая племя терсяк. И сейчас можно отличить их по цвету волос, глаз и по характеру.

По поводу названия озера много версий. Н. И. Шувалов в книге «От Парижа до Берлина» предполагает, что от имени мальчика «Иткол-Эткол», где эт (в диалектах ит) — «собака». Ещё думают, что «рыбное озеро», но тогда оно звучало как «Балыккуль». Фигурирует и много других версий, но правильно говорит Юзлекбаев: «Надо учитывать местный диалект», ведь много названий русские переиначили на свой лад, есть населённые пункты, находящиеся далеко от озёр, а называются «Иткуль». Фидаиль склоняется к сынрянскому наречию Иек, Ыйек — озеро каменной гряды. Тут самая высокая гора Иектау, рядом речка Иекйлга, напротив горы Иектау лежит озеро Иеккуль, а в воде стоит камень — торонташ, который называется Иекташ, русские его назвали Шайтан-камень. Этот Иекташ (Шайтанташ) у местных башкир был священным местом поклонения. Так, до принятия ислама у башкир был культ ветра (Ель-апа), воды (Хыу-апа), земли (Ер-апа). А Иекташ олицетворял божество воды и связанное с ним плодородие. Камню (торонташу) приносились жертвы, читались молитвы в течение 200 лет.

Каменная гряда
Каменная гряда

По названию Иткуль — мясное озеро — есть версия (легенда). А. Н. Демидов на местных залежах железной руды хотел построить завод на берегу оз. Иккуль. В 1719 году построил дамбу, посадил тополя-осокори, укрепил берег, начал возводить фундамент, используя труд местного населения. От непосильного труда башкиры и русские взбунтовались, пролилась кровь, рядом с дамбой появилось кладбище. Не достроил А. Н. Демидов свой завод на Иккуле, но отомстил башкирам. Скинули с возов мясо-свинину в озеро, чтобы мусульмане-башкиры не пили воду. Вот отсюда и пошло Иткуль — «мясное озеро». А от всех тополей-осокорей осталось только шесть, напоминающих о прошлом времени.

Башкирские кочевые племена не осваивали горный и лесной Урал, любили открытые места, предгорье. А вот «иткульцы» пришли сюда на богатые рудные места и скотоводством сильно не занимались, жили охотой и рыболовством. Главной же их «профессией» была металлургия. Достигли высокого уровня культуры, в малом количестве выплавляли бронзу, в основном плавили медь. На местных железных рудах древнее население быстро освоило выплавку железа, которое успешно шло в хозяйство, и археологи ввели понятие «иткульская культура».

«Недалеко от Шишмы (Ключи) есть рудники, где башкиры добывали руду и потом вывозили на Каслинские заводы», об этом свидетельствуют отчетные документы заводчика Демидова, относящиеся к Каслинскому заводу. Судя по делу № 443 от 1764 года, возле Ключей было 5 шахт с медными рудами на расстоянии 35 верст от Каслей.

деревня Ключи (Шишма)
деревня Ключи (Шишма)

Иткульцы поддержали пугачёвский бунт, но в 1774 году, проиграв сражение под Уфалеем, «пугачёвцы» отошли на северо-восток от Иткуля к Власову болоту, прошли налегке, проложив гать, оставив тяжёлое на берегу. Так, сейчас ещё на слуху «Пугачёвская гать», «Казачьи болота», «Казачий мост», «Пугачёвский переход», и это подтверждают находки. Участвовали в войне 1812 года, установлена стела в честь героев.

Иткуль прославился своей археологической историей. По всей прибрежной части обнаружено 52 памятника археологии (от 5‑го т. л. до н. э. до периода заселения башкир).

Озеро Иткуль уже с XIX в. стало объектом изучения археологов. Первым исследователем стал В. Я. Толмачёв, потом здесь работали в разные года К. В. Сальников, Н. П. Кипарисова, Н. Б. Виноградов, Г. В. Бельтикова. Есть их отчёты, карты городищ и курганов, находки пополнили фонд музея УОЛЕ Свердловска.

-4

У озера по берегу располагался курорт, где проводилось лечение кумысом, в книге В. А. Весновского «Спутник туриста по Уралу» за 1902 год написано, что лечащие размещались в башкирских деревнях: Даутово, Средней, Ключах или в кошах на берегу озера рядом с рыболовной заимкой Трутнева «Саймой». Кумыс изготовляли зажиточные башкиры, на берегу всегда в большом количестве были лодки, на которых катались отдыхающие.

река Исток
река Исток

Л. П. Сабанеев пишет: «Не так давно здесь бывали тони в 18–20 коробов, но в зиму 1870/71 года более 8 коробов (около 600 пудов) не вытаскивали; зато и не было тони (всех тоней более ста) менее 35 пудов. Всего же здесь было поймано неводом более 20000 пудов, доставивших арендатору около 30000 р. валового дохода». Отмечается, что вокруг Иткуля водилось много зверья, это: медведи, чернобурые лисицы, куницы, дикие козы (косули), волки, лоси, на карабайской горе гнездились беркуты белоплечий и обыкновенный, у водоёмов: клушицы, чёрные аисты, утки и др.

Бывал на озере П. П. Бажов, он упоминает его в сказах «Надпись на камне», «Демидовские кафтаны», «Золотой волос». Кстати, в 2018 году у Шайтан-камня была установлена клубом здоровья «Вита» из Екатеринбурга скульптурная группа по сказу Бажова «Золотой волос».

-6

Эти места богаты залежами рассыпного золота, местные пользовались этим, у каждого была своя закопушка. Даже сейчас коллективные сады снежинцев расположены на госрезерве.

Злой дух на добром озере

Об Иткуле и Шайтан-камне ходит много загадочных сказаний. Есть, к примеру, аллегория о двух братьях-духах: один творил добро, другой — зло. «Первый, желая доказать свою правоту, обратился в чудесное озеро, в котором отражался небесный закон. Второй в ответ обернулся черным камнем посреди его вод, и всем приходящим к озеру бросался в глаза именно этот камень, а не отражение неба».

Шайтан-камень
Шайтан-камень

У башкир своя легенда. «Рассказывают, что когда-то в этих местах жил могущественный колдун, который в страхе держал весь народ. И как-то раз этот колдун взял к себе в обучение молодую девушку и влюбился в нее. Что только колдун ни делал, но девушка на его чары не поддавалась. Тогда чародей превратил ее в озеро, да такое красивое, что сам не смог наглядеться на него — так и застыл каменной скалой в озере. С тех пор, если какая-нибудь девушка шла купаться возле этой скалы, то колдун затягивал ее к себе и больше ее никто не мог отыс­кать…»

Камень пророка

Возле кладбища, что возле деревни Даутово, есть два святых камня — один в виде копыта лошади, а другой — в виде следа от колеса телеги. Говорят, что когда Земля была горячая, в телеге разъезжал пророк и выбирал, где людям место для житья получше будет, и одно из мест наилучшее для жизни людей — это место современной деревни Даутово. А так как пророка звали Давыд, то и деревня называется Даутово.

Идянташ (Пол — камень). В озере Иткуль возле деревни Даутово есть камни в виде плоской полукруглой полосы, которые называются Идянташ. Рассказывают, поплыли муж с женой сети ставить на рыбу, плетённые из волоса гривы лошадиной. Давно это было.

-8

Но перевернулась лодка и стали тонуть люди, звать помощь. Услыхали дети и выбежали на берег, испугались за своих родителей и давай молиться.

Услышал Бог молитву детей и хлопнул в ладоши, а как хлопал он, так после каждого хлопка камни из дна вылезать начали. Вот на них-то и спаслись родители детей.

Оригинал рассказа (полная версия) размещен в ноябрьском номере журнала Уральский следопыт за 2019 год здесь
https://wp.me/p9xre6-157
Автор Евгений Студенников
Родился в с. Воздвиженка Каслинского района. Учился на токаря в Каслях, работал там на машзаводе, выпуская гранатомёеты для Вьетнама, потом — на предприятии Челябинска-70 (г. Снежинск). С молодости увлёкся историей родных мест. Слушал и записывал рассказы старожилов, в том числе бабушки Е. М. Васильевой, пожившей ещё «при помещике». Собирает предметы быта, фольклорный материал, старые фотографии, изделия домашних промыслов. В городской газете «Вестник» открыл и вёл рубрику «Истоки». Сотрудничает в «Южноуральской панораме», «Каслинском альманахе» и снежинском «Свете памяти», местных газетах. Живёт в Снежинске.
Родился в с. Воздвиженка Каслинского района. Учился на токаря в Каслях, работал там на машзаводе, выпуская гранатомёеты для Вьетнама, потом — на предприятии Челябинска-70 (г. Снежинск). С молодости увлёкся историей родных мест. Слушал и записывал рассказы старожилов, в том числе бабушки Е. М. Васильевой, пожившей ещё «при помещике». Собирает предметы быта, фольклорный материал, старые фотографии, изделия домашних промыслов. В городской газете «Вестник» открыл и вёл рубрику «Истоки». Сотрудничает в «Южноуральской панораме», «Каслинском альманахе» и снежинском «Свете памяти», местных газетах. Живёт в Снежинске.
Обложка ноябрьского 2019 года номера журнала "Уральский следопыт
Обложка ноябрьского 2019 года номера журнала "Уральский следопыт
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях.