В Пензе постепенно приводят в порядок территорию вокруг Спасского собора, чему нельзя не радоваться. Но к сожалению, если всматриваться в детали и думать логически, возникает несколько претензий к авторам проекта и исполнителям. В этой статье разберем, какие детали оказались непродуманными и что с этим делать.
Пешеходные пути
1. Тротуар на Советской улице прерывается парковкой
Авторы забыли, что люди не ходят вокруг - они всегда идут по кратчайшей траектории. Такова наша психология. Но здесь пешеходы вынуждены пробираться сквозь грязные машины либо обходить парковку вокруг (так путь удлиняется в два раза).
Чтобы всё исправить, здесь достаточно нарисовать пешеходный переход и поставить вдоль него какие-нибудь малые архитектурные формы (МАФы):
Вот как подобную проблему решили активисты из "Челябинского урбаниста" - договорились с местной компанией, производящей вот такие камни, и отделили ими тротуар от парковки:
Это всё я дважды предлагал мэрии Пензы, но, к сожалению, они отказались сделать жизнь пешеходов проще (ведь 6 автомобилистов важнее). Поэтому пока всё останется так.
2. Новую пешеходную зону между "Родиной" и "Гротом" не дотянули до проезжей части улицы К. Маркса
Из-за этого машины паркуются на путях движения пешеходов:
Здесь нет ни сквозного прохода по Маркса, ни подхода с пешеходной зоны к переходу. Сейчас ситуацию усугубляет еще и не почищенный снег, который невозможно убрать трактором из-за припаркованных автомобилей.
Что нужно было сделать: по рендерам проекта благоустройства видно, что пешеходная зона должна была граничить с проезжей частью (как на Максима Горького), а ограничителями служить столбики без цепей (некоторые - убирающиеся для проезда техники):
Предполагалось, что после превращения верхней части Московской в пешеходную зону здесь будет пешеходный переход во всю ширину улицы. Но что-то пошло не так.
Безбарьерная среда
3. Часть лестниц не дублируется пандусами
Что интересно, на одном и том же участке, одну лестницу сделали с пандусом, а другую - без. Непонятен тогда смысл этого нижнего пандуса. Также непонятно, почему нельзя было сделать один длинный пандус на обе лестницы.
В целом, путь мам с колясками, инвалидов, велосипедистов и всех остальных с колёсами удлиняется примерно в 11 раз:
UPDATE: оказывается, под снегом был скрыт короткий путь без лестниц.
4. Цепь между заградительными столбиками
Почему всем настолько хочется усложнить жизнь пешеходов, вместо того, чтобы просто поставить столбики чуть чаще?
Антитеррористическая защита? - ОК, не вопрос, но и столбики без цепи с этим справляются отлично:
Другие детали
Парковка - асфальтовое поле
Асфальтовое поле создаёт крайне недружелюбную среду. Было бы лучше замостить стоянку брусчаткой или плиткой, посадить деревья между рядами машин.
Нет мест для туристических автобусов
Точнее они есть, но они просто нарисованы на асфальте и даже не обозначены как автобусные. Естественно, на них паркуются все подряд и никто никого не штрафует. Как развивать туризм без инфраструктуры - непонятно.
В мэрии на запросы мой и Минкульта ответили "Всё так и должно быть".
Острые углы
Острые углы на дорожках приводят к тому, что края газонов вытаптываются - люди всегда сокращают путь и срезают углы. Вытоптанный газон - это открытый грунт - источник грязи, которая потом превращается в пыль. Пыль летает по городу, засоряет наши лёгкие и глаза.
Приподнятый пешеходный переход
По завершении реконструкции Оборонительного вала мы получим прямой путь от остановки "Библиотека им. Лермонтова" в сквер. Этот путь пересекает улицу Белинского:
Здесь для ограничения скорости нужно сделать приподнятый переход. Что это такое, видно на картинке:
Водители притормаживают на подъезде к такому переходу. Но, в отличие от проезда "лежачих полицейских", в этом случае не нужно снижать скорость почти до нуля. Также приподнятость позволяет переходу оставаться сухим в любую погоду.
Выводы:
- Непродуманные детали способны испортить даже очень красивый проект даже в центре города.
- Удобство города для пешеходов и безбарьерная среда - не та вещь, на которую мэрия Пензы обращает много внимания. Хотя все люди бывают пешеходами (даже те, кто ездит на автомобиле), каждый из нас может сломать ногу и стать маломобильным, у каждого есть пожилые родственники, которым бывает тяжело преодолевать те или иные барьеры.
- Исправляя небольшие косяки, можно было бы делать город удобнее, чище и дружелюбнее ко всем. Надеюсь на нового мэра (если что его зовут Андрей Лузгин, в должности он с осени 2019) и здравую логику его команды.