Найти тему
Новости ЕАН

Рабы, о которых не знают жители Екатеринбурга

-2

В цивилизованном и современном Екатеринбурге процветает древний бизнес. И это не журналистика или проституция, а рабовладельчество – самое натуральное.

Рабы не мы, а мигранты из Средней Азии, которые приехали к нам на заработки. Они были готовы к тяжелому труду за 20 тыс. рублей, но не были готовы к тому, что в городе-миллионнике у них отнимут паспорт, повесят липовый долг и заставят работать фактически за еду.

Тревогу забила организация «За честный труд», в которую обратилась бывшая «рабыня» Адлия, ей удалось сбежать. Ее хозяин – некий Ходжи, он пригласил ее из Узбекистана на работу, пообещал жилье и оплатил билет.

У него, судя по всему, большое тепличное хозяйство в Березовском. Адлия работала там, на первое время ей даже дали денег, которые она сразу отправила оставшимся в Узбекистане детям. Потом Ходжи взял у нее паспорт для оформления патента на работу и прописки, но обратно не вернул. А затем и вовсе заявил, что Адлия должна ему 50 тыс. рублей за оформление документов. Пока не отдаст деньги, паспорта не получит.

Адлия жила прямо в теплице вместе с десятком других таких же «рабов», у них тоже не было документов. Им запрещено выходить за пределы территории – даже в магазин.

Однажды Адлия попросила увеличить ей зарплату с нынешних 20 тыс. рублей, но за это Ходжи избил ее. Ее привезли в больницу вместе с переводчиком, и у переводчицы она увидела свой паспорт. Переводчицу спросили, избили ли Адлию, но та ответила, что у нее просто тяжелая работа и она потеряла сознание. Видимо, врачей этот ответ удовлетворил. После осмотра, который выявил, что внутренние органы в порядке, и укола Адлию отправили обратно в теплицу.

В сентябре этот ужас, начавшийся в мае, закончился – Адлие удалось сбежать. Она обратилась к правозащитникам, и они забили тревогу.

Они попытались договориться с Ходжи через представителя землячества, чтобы тот отдал паспорт. Он, видимо, испугался, попробовал откупиться, в итоге паспорт Адлия получила через Генконсульство Узбекистана.

Но организация «За честный труд» еще хочет, чтобы этот рабовладельческий синдикат прекратил свое существование. Для этого правозащитники обратились к омбудсмену региона Татьяне Мерзляковой. Однако на выездной проверке нелегальных мигрантов в указанной Адлией местности обнаружено не было. Но скорее всего, они просто узнали о незваных гостях и успели подготовиться.

Но даже когда нелегальных мигрантов без паспортов обнаружат, это будет вопрос не Уголовного кодекса, а Трудового. Работникам, которых заставляли трудиться без оплаты практически насильно, можно будет выяснить отношения с работодателем только в суде. Юрист Юлия Грехнева говорит, что правоприменительной практики по принудительному труду у нас не существует. Рабовладельцы есть, а наказания за это нет. Так что Ходжи грозит, скорее, просто потеря бесплатных рабочих рук, так как всех мигрантов за нарушение законодательства грозит депортация.

Конечно, говорит юрист, правоохранителям проще не видеть состава преступления, хотя всегда есть тот, кто зовет на работу, непосредственный наниматель. Но мигрантам, которые не знают русского языка и не имеют трудового договора и иных доказательств своей работы на этом предприятии, невероятно сложно добиться справедливости. Поэтому в России всего 2-4 дела по рабскому труду.

Адлия теперь устроилась уборщицей в торговом центре в Березовском, снимает койко-место. Теперь ей надо заработать денег, чтобы было с чем вернуться домой к детям.