Всем вредного утра вторника!
Сегодня заканчиваем говорить о непростой судьбе прекрасной писательницы, подарившей нам столько милых, уютных сказок и отличных иллюстраций к ним.
Годы творчества Поттер можно разделить на три отдельных периода.
Первый период был ее юностью, которая для самой Поттер длилась от ее рождения в 1866 году до завершения дневника в 1897 году. Это долгая «юность», длилась до тех пор, пока Поттер не исполнилось тридцать один год, но ее родители были редко консервативными и контролирующими, что Поттер смогла обрести какую-либо независимость только после тридцати лет, и лишь когда ей исполнилось сорок, она смогла уехать из семейного дома в Лондоне.
Главным сочинением Поттер в этот период был дневник, в котором мало рассказывалось о собственном творчестве Поттер, и поэтому критики почти не уделяли ему внимания, хотя Морис Сендак отметил, что, несмотря на полное отсутствие иллюстраций, дневник является своего рода блокнотом для рисования – это записная книжка, в которой мы наблюдаем, как писательница вырабатывала свои навыки.
В своем дневнике Поттер записывала все: от художественных выставок до странных маленьких заметок из газет; от политического анализа до воспоминаний о бабушкином доме и местах отдыха, которые она посетила со своими родителями во время праздников. Ее социальные и политические наблюдения из дневника выступают в качестве фундамента для иллюстрированных сказок, которые она написала между 1902 и 1930 годами.
Завершение дневника произошло вскоре после презентации научной статьи о грибах Лондонскому Линнеевскому обществу. Первая попытка Поттер зарабатывать на жизнь была сосредоточена на использовании научных навыков, чтобы создать иллюстрации по естественной истории.
Она обосновала теорию о распространении спор определенного вида гриба Agaricineae - теория, которая позже была доказана верной (представители Лондонского Линнеевского общества принесли Беатрикс Поттер извинения посмертно), - но тогда ей было трудно убедить ученых Королевских ботанических садов Кью в ее идее. Хотя очевидно, что статья была прочитана на научном собрании, это была встреча, закрытая для женщин, и Поттер почувствовала, что дорога по научной карьере закрылась для нее навсегда.
Второй период творчества Поттер охватывает годы ее наибольшей продуктивности, начиная с публикации Издательством Фредерика Уорна «Сказки про Питера Пуша» в 1902 году и заканчивая публикацией «Поросенка Хью» в 1913 году, когда она вышла замуж за Уильяма Хилиса. Издательская карьера Поттер началась еще до того, как Питер Пуш появился на свете, но именно «Сказка про Питера Пуша» и, в некоторой степени, «Глостерский портной», положили начало карьере Поттер как детской писательницы.
Начало сказок обычно состоит из иллюстрированного посвящения, в котором упомянуты имена конкретных детей. Большая часть социального наблюдения, записанная Поттер в дневнике, в конечном итоге перенесена и в сказки для детей. Не все книги Поттер отражают политические и социальные проблемы, но у большинства из них есть хотя бы слабые отголоски проблем, которые можно найти в дневнике: обеспокоенность в отношениях, социальных волнениях и тонкостях социальной иерархии.
Третий период творчества Поттер произошел между 1913 и 1930 годами, когда она опубликовала последние свои книги для детей. В эти годы количество публикаций Поттер сократилось, но возрос ее интерес к сельскому хозяйству и местной политике; она купила участок земли площадью тысячей акров в Озерном крае, который она потом завещала Национальному фонду Великобритании.
Она стала называть себя миссис Хилис или Х. Б. Хилис - стала фермером, «похоронившим» детскую писательницу Беатрикс Поттер почти навсегда. Она никогда не теряла интерес к социальным конфликтам или политике, но вместо того, чтобы интегрировать идеи с детскими сказками, она посылала в издательства памфлеты о свободной торговле, которые она подписывала под своим замужним именем.
Поттер читала книги довольно разной направленности, но в детстве и молодости ее особенно привлекали волшебные сказки, детские стишки и загадки - что отразилось потом во многих ее книгах. Она также восхищалась Шекспиром (она запомнила несколько его пьес) и романами Джейн Остин, и, как и большинство людей ее времени, была хорошо знакома с Библией, что оказало влияние на ее творчество.
Кроме того, она проявляла интерес к природе и животным. Некоторые из ее самых счастливых времен были проведены в отпуске в сельской местности, где она рисовала не только животных, но и растения и грибы. Беатрикс Поттер приводила животных в свою спальню на третьем этаже, чтобы нарисовать их, и после того, как она стала фермером, она все еще находила время, чтобы нарисовать овец, коров и свиней.
Она не получала систематизированного художественного образования и даже жаловалась, что некоторые учителя не соответствовали ее стилю; в соответствии с мнением Эйлин Джей, Беатрис Поттер была естественной художницей, которая могла рисовать с научной точки зрения (например, ее ботанические рисунки), фотореалистично (как рисунки окаменелостей и других музейных экспонатов), импрессионистически (как ее пейзажные живописи) - и, конечно, она делала замечательные фантазийные рисунки животных.
Все эти фрагменты из истории Поттер способствовали созданию иллюстрированных сказок о животных, которыми она прославилась. Ее любовь к животным брала свое специфическое начало еще в юности - в связи с физической, но и также эмоциональной нагрузкой ей нужно было убежать из лондонского дома. Благодаря интересу к природе она совершила попытки заработать на жизнь и стать финансово независимой, хотя позже данный способ оказался неудачным и невозможным.
Семейные отношения и гендерные различия преградили ее путь к свободе: к Поттер редко относились как к взрослой, и у нее был самый низкий статус среди всех членов семьи, включая ее младшего брата Бертрама, который был близким другом сестры и стоял на ее стороне. Ее попытки проникнуть в мир науки были приостановлены семейным равнодушием и негостеприимными учеными в Ботанических садах Кью и в научном сообществе в целом, которые с подозрительностью относились к женщинам как ученым.
22 декабря 1943 года, в возрасте 77 лет Беатрикс Поттер умерла от длительного бронхита. Она завещала 14 ферм и 4000 акров земли Национальному фонду Великобритании. Земли, которыми она владела, защищают от застройки и в наши дни. По ее завещанию на этих фермах продолжают разводить овец хердвикской породы.