Вторая часть: История Северного морского пути

Первая часть..

Карские экспедиции

В 1920 году была организована отправка сибирского хлеба из устья Оби в Архангельск. Этим было положено начало так называемым карским экспедициям. Карское море заслужило репутацию бурного моря с опасными дли плавания льдами, которые в некоторые годы преграждают доступ к сибирским берегам.

Карские экспедиции приурочиваются к тому моменту, когда водное пространство Ледовитого океана освобождается около сибирских берегов от льдов. Этот короткий период совпадает с половиной августа и началом сентября. Огромные массы воды, вливаемой Обью и Енисеем в Ледовитый океан, успевают к этому времени отодвинуть ледяной пояс от берегов.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8&isize=eq&iw=600&ih=700&pos=14&img_url=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F0%2F06%2FThe_English_Ship_%2527Royal_Sovereign%2527_With_a_Royal_Yacht_in_a_Light_Air.jpg%2F600px-The_English_Ship_%2527Royal_Sovereign%2527_With_a_Royal_Yacht_in_a_Light_Air.jpg&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8&isize=eq&iw=600&ih=700&pos=14&img_url=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F0%2F06%2FThe_English_Ship_%2527Royal_Sovereign%2527_With_a_Royal_Yacht_in_a_Light_Air.jpg%2F600px-The_English_Ship_%2527Royal_Sovereign%2527_With_a_Royal_Yacht_in_a_Light_Air.jpg&rpt=simage

Главная задача — пройти по Карскому морю. Караван судов проводится через Карское море под предводительством мощного ледокола, который даже в наиболее неблагоприятные по льдам годы пробивает путь к Сибири.

В первые годы карские экспедиции направлялись преимущественно в устье Оби. Здесь морским судам преграждал путь так называемый «бар» — отложение наносов. Речные суда доходят до нового порта, построенного в устье Оби. Но и этот пункт остается недоступным для морских судов. Приходится делать перегрузку в открытом море, что вызывает большие осложнения.

Кроме Оби, Сибирь располагает еще другой мощной рекой — Енисеем, который имеет более благоприятные природные условия. Здесь на расстоянии 325 километров от устья расположен Усть-Енисейский порт, куда беспрепятственно доходят морские суда. Но этот порт не защищен от морских волнений. Здесь трудно создать благоприятную обстановку для спокойного обмена грузами.

На расстоянии 725 километров от устья Енисея имеется глубокая излучина, образуемая так называемым Самоедским островом. Это место под названием Игарки представляет прекрасно защищенную гавань с большими глубинами, куда доходят морские суда.

Игаркино зимовье

Игарский промышленный комбинат будет перерабатывать сибирское сырье. Одно из главных богатств Сибири составляет прекрасный лес, занимающий огромную площадь. Раньше Сибирский лес заготавливался для экспорта за тысячу километров от морского порта. Сплав по каменистым быстрым реками обесценивал его качество. Отходы лесопильни пропадали даром.

С притоков Енисея, главным образом с Нижней и Подкаменной Тунгузки, лес поступает теперь на лесопильные заводы Игарского комбината и отсюда уже идет в трюмы морских пароходов для отправки за границу.

Ближайшими соседями лесозаводов является фанерное и целлюлозное производство. Остатки от распиловки превращаются в целлюлозу для выработки бумаги и искусственного шелка.

Игарские консервные заводы дадут в год несколько миллионов банок ценных консервов из рыбы, оленины. В Усть-Енисейском порту уже весной 1931 году пущен в ход небольшой завод.

Курейский графит и картофель за полярным кругом

В 300 километров к югу от Игарки в Енисей впадает небольшая речка Курейка. На её берегах давно уже были обнаружены богатые залежи графита. По качеству курейский — один из лучших графитов в мире. Его запасы чрезвычайно велики. Данный минерал освобождает нас от ввоза из-за границы графитных изделий. Он является прекрасным материалом для тиглей— сосудов, в которых плавиться металл, и для электротехнического оборудования.

Кроме Курейки, графит открыт также на берегах Нижней Тунгузки (норильский графит). Это открывает еще более широкие перспективы для графитовой промышленности на Игарке.

Самоедский остров на Енисее распахивается тракторами. Здесь выращиваются картофель, капуста, морковь, лук, свёкла. Молочный скот разводится на Игарке. Соседние тундры представляют широкие возможности для развития оленеводства.

Из страны будущего в страну настоящего

Знаменитый исследователь полярных стран Фритьоф Нансен, предпринявший героическую попытку пройти на своем «Фраме» через льды Ледовитого океана, указывал на огромные возможности, которые заключаются в недрах Сибири.

Игарка служит той первой опорной точкой, которая поможет нам освоить огромные пространства. Целый ряд сокровищ раскрывается в недоступных прежде недрах.

К югу от Игарки, в районе притоков Енисея, Подкаменной и Нижней Тунгузок, открыт грандиозный Тунгусский каменноугольный бассейн. Последние экспедиции Академии наук обнаружили здесь мощные пласты прекрасных антрацитов и коксующихся углей. По-видимому, Тунгусский бассейн явится одним из самых богатых месторождений угля в мире.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%BD&pos=6&img_url=https%3A%2F%2Fporadavam.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2Fd70bf894bc7dd60b28fb638cd309ca68.jpg&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%BD&pos=6&img_url=https%3A%2F%2Fporadavam.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2Fd70bf894bc7dd60b28fb638cd309ca68.jpg&rpt=simage

Магистраль трех океанов

Северный морской путь имеет цель дать выход сибирским богатствам через Ледовитый океан. Но существует еще другое решение для овладения севером: это так называемый Великий северный путь, который будет представлять соединение железных дорог с речными путями.

Если провести железную дорогу от Котласа, расположенного на слиянии рек Северной Двины и Вычегды, к бухте Сорока на Мурмане, получится непосредственная железнодорожная связь Сибири с незамерзающим Мурманским портом. Это даст выход сибирским грузам для экспортирования их за границу.

Целая сеть железных дорог должна охватить Сибирь, чтобы создать кратчайшие расстояния между Атлантическим, Тихим и Ледовитым океанами. Дополнением к этой сети железных дорог будет служить сплошной водный путь, соединяющийся каналами притока Камы, Тобола и Иртыша.