Группа «Секрет»: в чем прикол?

Интересная группа, я бы сказал, феномен, который хочется немного разобрать по полочкам.

Мне кажется, только в нашей стране могла родиться такая группа. У нас была огромная народная любовь к битлам, но во время «Битлз» и после такая музыка не поощрялась. Отечественное бит-движение довольно быстро закончилось по внутренним и внешним причинам, появились ВИА. Но официоз не мог родить наших битлов.

И только спустя 20 лет у нас появился свой народный бит-квартет. Это не была кавер-группа, это не был косплей под «Битлз». «Секрет» родился из большой любви к битлам, из желания высказать невысказанное, наконец совпавшего с возможностью это сделать, в некоторой мере поиграть в «Битлз», но поиграть искренне и талантливо.

-2

Самым близким явлением на отечественной сцене была московская группа «Браво», которая появилась примерно в то же время и так же умело стилизовалась под ретро. Отличие в том, что «Браво» − в основном проект Евгения Хавтана, менявший музыкантов и вокалистов, а «Секрет» − именно группа, дружеское объединение.

Фото: bitkvartetsekret.ru
Фото: bitkvartetsekret.ru

Безусловно, большую роль в успехе Секрета сыграли новые возможности для продвижения своей музыки и своего образа. Например, еженедельная передача Ленинградского телевидения «Кружатся диски», в которой ведущим был Макс Леонидов, а «Секрет» выступал в конце каждого выпуска. Конечно, они веселились, в меру сил и способностей отыгрывали битловский сценарий, но по сути это была реклама самих себя, да еще и на ТВ. Фантастический ресурс для музыкантов в то время.

Выпуск передачи 1984 года, состоящий полностью из номеров «Секрета». Актерские таланты и театральный опыт Леонидова и Фоменко здесь безусловны, а вот Заблудовский и Мурашов в этом плане, имхо, не дотягивают. На 27 минуте есть необычная для Секрета песня с синтами. Качество видео бедовое.

А вот кусочек из той же передачи с песней «Тысяча пластинок» в более удобоваримом состоянии

Возможно, по стилю «Секрет» был не единственной подобной группой в то время. Но в них очень удачно сошлись мелодика, лиричность, легкость, и при этом − энергичность и открытость. «Это коммерческая советская группа! В жопу их!», сказала Джоана Стингрей, услышав «Секрет». И в чем-то она была права − на западе таких групп было много, а у нас − не было.

Еще один клип из того же времени. «Буги-вуги каждый день», песня Майка Науменко, который протежировал «Секрет» в начале их карьеры.

Николай Фоменко:

...мы были балованными интеллигентными мальчиками — «парнями из Оксфорда». Плюс мы еще артисты, играем на инструментах — у нас музыкальное образование: мы можем играть и так, и этак. И отношение к нам было как к блатным. Но Майк первый нас оценил и сказал: «Чуваки, это бомба». А дальше начался ад, потому что начиная с 1985 года мы «продались». Начались «кошмарные» стадионы, «секретомания» — и все на нас заточили нереально.
Colta.ru

Передача «Музыкальный ринг» 1987 года вышла, когда секретомания уже была в полном разгаре. В зале сидят девчонки и мальчишки в серых костюмах с красными галстуками. Кроме «Алисы», я пожалуй не вспомню такой фан-поддержки у других групп в то время.

Фоменко о «Ринге»:

— «Музыкальный ринг» был до нас два-три раза в эфире. Если говорить сегодняшним языком, то передаче нужен был топ, а мы на тот момент уже были в топе. Мы еще не снялись в «Как стать звездой», но были топовой группой в Петербурге — уже было невозможно ни ходить, ни ездить. Все фанатское движение было в полный рост. Смысл в том, что мы были очень популярными и им нужен был этот виток. После этого они и начали приглашать популярных. Мы знали, как эта передача устроена, и не сказать, что мы готовились, но мы надели боксерские перчатки и накидки — это азы театрального института, поэтому мы подготовились вот так. А когда отвечали, это была импровизация. Нам палец в рот не клади — за плечами уже было много всего.
Colta.ru

Чем-то творчество «Секрета» напоминает мне музыку композитора Виктора Резникова, тоже ленинградца. Общее ощущение света, легкости и «пробитловский» приоритет мелодии. Кстати, «Секрет» пел песни Резникова в фильме 1986 года «Как стать звездой».

«Как дела, старина». Питер, «Секрет», Резников. Идеальное сочетание!

И эпический номер Леонидова и «Лицедеев» на стихи Вознесенского «По утрам, надев трусы, не забудьте про часы»

Фильм «Как стать звездой» целиком:

Одна из последних записей перед уходом Леонидова из группы в 1989 году. Выступление на дне рождения «Машины времени». В этом время «Секрет» находился на пике успеха и исполнительских возможностей, только что вернувшись и зарубежных гастролей. Сольное творчество Максима Леонидова достойно отдельной статьи.

-4

В 2012 году «Секрет» соединился, в 2014 году записали альбом «Всё это и есть любовь». Сейчас иногда выступают вместе, в основном на юбилейные даты группы, выглядят и играют отлично.

-5

Квартирник «Секрета» у Маргулиса, 2017 год

PS Для особо интересующихся − запись спектакля «Ах, эти звезды» выпускников Ленинградского госинститута театра, музыки и кинематографии (1983 г.), где учились Леонидов и Фоменко. Леонидов играет Армстронга, Пресли, Маккартни, кантри-певца, аккомпанирует на фоно, а первый басист и автор первых хитов Секрета Дмитрий Рубин, ушедший из жизни в 2017 году, изображает Демиса Руссоса.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, подпишитесь на наш канал!

Еще материалы о музыке 1980-х:
Русские YES: рок-сюита «Однажды завтра» группы «Диалог»
Группа «Круг»: неслучившийся советский софт-рок
Ёз, винд энд фая: ВИА «Коробейники» 1980-х
Питерские романтики 80-х: группа «Мануфактура», вокал − Виктор Салтыков
Илья Словесник: стильный бородач из 80-х
Дискотека группы «Диалог» Кима Брейтбурга

Музыкальные садыСубъективно-образовательный проект. Просвещение на музыкальной ниве. Хорошие и очень хорошие песни. В комментариях прошу придерживаться простых правил: − не использовать грубые выражения − не выяснять личные отношения − не фамильярничать по отношению к артистам − не злоупотреблять ПРОПИСНЫМИ
1,4K подписчиков