Вчера утром дочке заплела косичку и даю деньги на автобус, на обратную дорогу со школы. Она взяла эти 10 рублей и положила в грудной карман куртки.
Решила предупредить:
- Не стоит деньги хранить в кармане, их могут украсть в школе. Лучше положи в рюкзак, у тебя же есть маленький кошелёк.
На что дочка с умным видом ответила:
- Ну что ты, мама, всё нормально будет. Я много раз уже так делала, никто не крал.
Вижу, что уговаривать бесполезно. Не стала больше возражать, да и времени уже нет на споры, надо в школу ехать быстрее.
Вот в родительском чате объявили, что уроки закончились, и дети уже выходят. После такого ежедневного объявления моя приходит домой не раньше, чем через час.
Примерно через час звонок в домофон:
-Это я.
Открываю дверь, дочка с ходу мне тараторит:
- Мама, у меня в кармане только рубль оказался, на дорогу денег не было.
- И что, ты пешком вернулась?
- Нет, я заняла у одноклассницы. Теперь я ей должна 10 рублей, - произнесла дочка с грустью.
- Помнишь, я тебя утром предупреждала, что деньги могут украсть. Это случается не каждый день, но всегда неожиданно.
- Да… А сегодня я две пятерки получила, и учительница меня похвалила! – выпалила дочка, чтобы замять неприятную для неё нотку.
- Молодец!
Сегодня собираемся снова в школу утром, протягиваю дочке деньги: 20 рублей, чтобы она ещё долг вернула. Она берет деньги и прячет в рюкзак, уже никак не в карман куртки.
Значит, поняла. Надо было на своих ошибках научиться. Дочка растёт, замашки переходного возраста уже появляются: я всё сама, я знаю, ты ничего не понимаешь, мама и т.д.
Иногда имеет смысл дать детям совершить ошибки, чтобы потом получить урок на всю жизнь. Конечно, ошибки должны быть незначительными, без последствий. В остальных серьезных случаях надо настаивать и объяснять, почему надо так делать, а не иначе. Аргументы должны быть серьезные, а не из серии «потому что я так сказала».