Что такое трейнхоппинг?
Материал подготовлен при поддержке компании DAIMLER:
Mercedes-Benz X-Класс с двигателем V6 и постоянным полным приводом – динамичный пикап приходит в Россию
Расскажем о древнем и радикальном виде безбилетного проезда под названием трейнхоппинг.
Начало
Изначально трэйнхоппинг или трейнсёрфинг появился вместе с появлением первых поездов и распространением железных дорог в разных частях света. Какая-то романтика в катании на крышах пассажирских составов и товарных поездов без сомнения была, однако первые «зацеперы» забрались в места непредусмотренные для перевозки пассажиров не от хорошей жизни.
В начале 20 века несмотря на активное строительство железных дорог, пассажирские поезда не справлялись с наплывом желающих уехать, у многих из которых, естественно, не было возможности купить билет. Во многих странах Африки, Азии и Латинской Америки это продолжается и сейчас. Что касается Запада, то здесь к середине прошлого века развитие железнодорожного транспорта и увеличение скорости движения все же загнало пассажиров внутрь вагонов, однако некоторые из них так и предпочитают оставаться снаружи.
Бродяги Дхармы
Новым рождением трейнхоппинга, теперь уже как увлечения или вида радикального туризма с оттенком бродяжничества, принято считать как раз вторую половину 20 века.
Тогда езда на крышах и подножках вагонов, помимо своей практической стороны приобрела некий дух свободных путешествий, без денег и четких планов.
Вооруженные спальными мешками, гамаками и прочей экипировкой, молодежь отправлялась в соседние города и штаты, рискуя закончить свое путешествие на обочине путей или под колесами поезда.
В западной культуре первых «свободных путешественников» штурмующих поезда, пожалуй, интересней всего наблюдать в романе «Бродяги Дхармы» Джека Керуака. Для автора и его героев железная дорога, наряду с автостопом пешим и велотуризмом, стала окном в новый мир без границ. Разумеется, одновременно с американскими битниками «зацеперы» появлялись в Европе и странах «догоняющего» мира.
Сложно не упомянуть одного из самых известных в нашей стране трейнхоппера — Бориса Николаевича Ельцина, который еще в 50х годах, будучи студентом, два месяца колесил по стране верхом на поездах.
Им не нужен интернет
С наступлением 21 века явление не только не исчезло, но и начало активно развиваться. В 2006 в США, а затем и в других странах, на зло железнодорожной полиции и социальным службам в свет выходит выставка фотографий Майка Броуди «Tones of Dirt and Bone». В 2003 году 18 летний Майк из Аризоны отправился в свое первое железнодорожное путешествие через страну, и волей случая стал едва ли не главным летописцем современного трейнхоппинга. Сперва полароидные, а затем 35-мм снимки Броуди буквально взорвали мир, где казалось бы уже давно нет места хиппи, сквотерам, бродягам-экоанархистам и прочим панкам.
Что в этом интересного?
Если попытаться разложить этот коктейль на составляющие ингредиенты, то мы получим бесплатный способ проехать из пункта А в пункт В с меньшими затратами времени и сил, чем, скажем, автостоп, возможность увидеть маршруты недоступные для линий пассажирских поездов, панорамный обзор без оконных рамок и вечно падающих занавесок, возможность пересадки с одного поезда на другой и, разумеется, огромный риск, сопутствующий подобным поездкам.
Риски
Начать стоит с того, что трейнхоппинг в любых его проявлениях запрещен во всем мире. На фоне остальных стран самыми жесткими законами в отношении зацеперов выделяются США и Канада (есть специальная железнодорожная полиция) и Индия, в которых помимо денежных штрафов предусмотрены аресты на срок до 1 года. В России и странах СНГ дело ограничивается штрафами, не превышающими 1000 рублей.
Но быть пойманным блюстителями порядка еще не все. Еще более тяжелыми последствиями могут обернуться встречи трейнхопперов с токоведущим электрооборудованием, негабаритными объектами вроде проводов, светофоров, низких мостов, ограждений платформ или встречных поездов. Так же всегда остается риск сорваться с крыши из-за рывков или резкого торможения состава. Особенно актуально все это звучит в контексте скоростей современных поездов, некоторые из которых разгоняются свыше 200 км/ч и, разумеется, тоже катают на себе безбилетников.
И в завершение мы подготовили галерею снимков трейнхопперов - как это бывает:
А для тех, кто предпочитает перемещать себя и грузы в более комфортных условиях, галлерея от Mercedes-Benz X-Класс с двигателем V6 и постоянным полный приводом