Начало: ТОП-7 плюсов жизни в Краснодаре
Любая медаль имеет две стороны, и свои минусы жизнь в Краснодаре тоже имеет. Правда, стоит отметить, что немалая часть минусов обусловлена только одним - взрывным и неупорядоченным ростом города в последние годы.
Что ж такого ужасного в краснодарских реалиях?
1. Большие сложности в перемещении по городу.
Третьи сутки в пути. Кто бы знал, что нас ждет...
В этой фразе я решил объединить все те проблемы, которые преследуют жителей города при пользовании всеми видами транспорта. Про краснодарские пробки знает вся страна. В час пик дорога с работы домой легко может занять два часа. Причина проста - дорожная сеть категорически не приспособлена для перемещения огромного количества автомобилей, заполняющих улицы каждый день. Попасть из одной части Краснодара в другую можно только по двум улицам (в городе много ж/д путей, сильно ограничивающих движение), поэтому вариантов объезда обычно нет. Общественный транспорт не спасает - троллейбусы, автобусы и маршрутки стоят в том же самом заторе.
Несколько лет назад администрация города попробовала решить проблему, организовав выделенные полосы на центральных улицах. В итоге 10-балльные пробки сковали город. Спустя неделю дорожники в ужасе схватили черную краску и зарисовали букву "А" на полосах движения.
Да, в Краснодаре есть трамвай, и его считают спасением. Но на эту роль он не совсем тянет. Вся беда в том, что последний раз трамвайные пути в городе прокладывали лет 20 назад, поэтому в новых районах, из которых поутру выбирается половина города, трамвая нет. И, скорее всего, не будет, так как места для прокладки путей никто не предусмотрел. Властям остается только придумывать форменную дичь вроде канатной дороги вокруг города.
Выхода из ситуации два: либо выезжать очень-очень рано, либо селиться поближе к работе (или университету, развлекательному центру - кто куда ходит).
2. Ситуация на рынке жилья.
Теперь у меня есть квартира, мой адрес простой - ж.... мира.
Проблема, несколько связанная с предыдущей. С одной стороны, жилье не особенно дорогое, и купить можно практически все что угодно - дом, коттедж, таунхаус, студию, квартиру. Но проблема в том, что 90 % нового жилья построено достаточно далеко от центра города - просто потому, что там земля дешевле. Бывает, что очередной ЖК стоит прямо в поле. Если на это не обратить внимания при покупке квартиры - при заселении вы с удивлением обнаружите, что даже в продуктовый магазин попасть можно только на личном автомобиле, и ехать придется долго (пробки же!).
Это еще не самое страшное. При неверном выборе квартиры можно пополнить ряды обманутых дольщиков, приобрести жилье, построенное с нарушениями законодательства или просто откровенно некачественную квартиру (или дом), поскольку застройщик пытается экономить абсолютно на всем.
Вишенка на торте жилищных проблем - чудовищное количество риэлторов, которые изо всех сил будут звонить вам днем и ночью в яростных попытках что-нибудь продать. Чаще всего - то, с чего они получат максимальную прибыль, то есть явный неликвид. Хорошее жилье и так продастся. Правда, стоить оно будет ощутимо дороже, чем в среднем по рынку.
3. Ситуация на рынке труда.
Ищу зарплату. Работу не предлагать.
Здесь тоже все непросто. Работа в городе, конечно, есть. Но больше тысяч 30 вам вряд ли за нее заплатят. Все дело в том, что город практически ничего не производит. Основные вакансии - менеджеры по продажам, строительные специалисты, таксисты, курьеры, риэлторы и различный офисный планктон. Специалисты высокого уровня очень редко кому нужны, а специалистам низкого уровня нет смысла платить много. Особенно если в город приехало много желающих поработать. Эта ситуация может здорово спутать карты приезжим из тех регионов, где средняя зарплата высока. После переезда в Краснодар вместо прежней зарплаты в 70-80 тысяч придется довольствоваться вдвое меньшей суммой. Особенно это шокирует тех, у кого ежемесячный платеж по кредитам и ипотекам превышает средний краснодарский доход. Знаю несколько семей, в которых глава семьи был вынужден уехать работать вахтой или вообще постоянно работать в другом городе, потому что местных зарплат категорически не хватало.
Так что если вы суперценный и супердорогой специалист в Москве, Петербурге или Владивостоке, никто не гарантирует, что в Краснодаре вам будут платить 100-120 тысяч. Здесь никому могут быть не нужны ни ваши навыки, ни ваши запросы...
4. Климат.
В России три времени года - "Грязь", "Грязь засохла", "Грязь замерзла"
Стоп, а климат-то при чем? Он же был в плюсах проживания! Был, конечно. Только не все понимают, что мягкая зима - это значит, что вместо пушистого снега будет дождь, мокрый снег и грязь. Постоянно грязные автомобили, одежда, обувь. И вот тут уже заканчивается экономия, и начинаются затраты. Машину - на мойку, пальто после маршрутки - в химчистку, джинсы - в стирку. Вещи изнашиваются и требуют постоянных затрат на приведение их в нормальный вид.
С зимой понятно, а что летом? А летом нас настигнет понимание, что температура 36,6 - отличная для тела, но ужасная для воздуха. Весь июль и август столбик термометра уверенно держится между 32 и 38. Итог - постоянно работающий кондиционер (сэкономили зимой на отоплении - отдадим летом за электроэнергию), постоянные простуды от кондиционера, частые проблемы у сердечников. Пожилым людям нужно очень серьезно провериться у кардиолога перед переездом в Краснодар - местная жара легко доведет до инфаркта.
Ситуация усугубляется влажностью и зимой и летом - а как же иначе, если рядом с городом водохранилище?
5. Дорога на море
I'm on the highway to hell.
Эта проблема общеизвестна и регулярно попадает в выпуски новостей. Вся трасса от Краснодара до Джубги превращается в медленный поток автомобилей длиной в 120 км. Не стоит воспринимать это расстояние как вызов своим гоночным навыкам - вы не проедете этот путь за час, хорошо, если уложитесь в три. Летом этот путь может занять и пять, и восемь часов. Приходится или ездить ночью, или обходными путями, или пользоваться другим транспортом (можете почитать об этом).
При этом надо иметь в виду особенности этой дороги. Первое - заправьтесь в Краснодаре до полного бака! Многие заправки по пути - мечта Василия Алибабаевича, того самого, который знал толк в ослиной моче. Если вы не знаете, сколько стоит ремонт топливной системы автомобиля - не знайте этого и дальше. В самом Краснодаре я пользуюсь или красной заправкой на букву "Л". или синей на букву "Г". По пути лучше не лить в бак вообще ничего.
Второе - все продукты и товары по пути очень дорогие. Фрукты, вода, мороженое, спасательные круги и тому подобные прелести за время пути облегчат ваш карман на пару тысяч рублей. Лучше все купить заранее.
6. Социальная инфраструктура в новых районах.
- Твой в каком классе?
- В первом "Ж".
- А мой в первом "Х"...
Это не очередной выпуск Comedy Club, это линейка 1 сентября 2019 года в новой краснодарской школе. Двадцать четыре (от 1 "А" до 1 "Ш") первых класса на линейке в четыре смены (четыре, Карл!). Ситуация с детскими садами, школами и поликлиниками в новых районах близка к катастрофе. В группе легко может быть 60-70 детей, в классе 30-40. В таких условиях из учебного заведения гораздо легче принести сопли, чем знания. А когда ребенок их принесет - выяснится, что в поликлинику попасть почти нереально, педиатр на вашем участке уволился и больничный вам никто не выпишет.
В старых районах города, где школы построены 20-40 лет назад, со школами и поликлиниками все более или менее нормально. Вот только жилье там стоит дороже, чем в новых микрорайонах, при том что домам по 30-40 лет.
Если у вас дети, и вы собрались в Краснодар - лучше сначала найти район, где будет необходимое вам заведение, и потом искать квартиру в этом районе. Даже если ей 30 лет, и она просит ремонта...
При этом стоит отметить, что в новых районах обычно много детских площадок, платных занятий для детей и платных клиник. Но вот муниципальные заведения встречаются гораздо реже.
7. Стоимость жизни.
С такими ценами на продукты сказку про кашу из топора надо рассматривать как рецепт.
Вопрос стоимости жизни в Краснодаре - не столько факт, сколько несоответствие ожидания и реальности. Например, настоящие кубанские яблоки в сезон чаще всего стоят не 25 рублей, а рублей 60 за килограмм (есть и по 25, причем хорошие - места знать надо). Стоимость многих услуг, такси, походов в развлекательные заведения может оказаться дороже, чем можно ожидать при существующем уровне зарплат в городе. Стоимость отдыха на море вообще может достигать настолько запредельных значений, что турецкий all inclusive окажется качественнее, и в то же время дешевле кубанского. Впрочем, если задаться целью, можно подойти с умом к некоторым расходам и неплохо сэкономить на жизни и отдыхе.
Отдельный минус поджидает тех, кто переехал в Краснодар и время от времени путешествует на свою родину. Многие перелеты из аэропорта осуществляются через Москву, а в сезон стоимость авиабилетов превышает все мыслимые пределы. Здесь опять на помощь может прийти грамотность и владение Интернетом.
Вместо послесловия
Жизнь в любом городе мира имеет плюсы и минусы. Вопрос лишь в том, знает человек или нет о тех факторах, с которыми ему придется столкнуться. Попробуйте сначала узнать поближе этот город, и поймете, хотите ли связать свою жизнь с ним.
А я пойду, поставлю будильник на пораньше, с утра надо эту чертову пробку проскочить...