Найти в Дзене
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

Совесть и Стыд

1

Совесть может не мучить нас за то, за что́ нас осуждают люди; но Она может испепелить нас даже тогда, когда нас прославляет весь мир.

2

Стыд перед людьми — это колодки на наших ногах, не дающие нам взлететь к Небу. Стыд перед Богом — это крылья нашей души, с помощью которых мы возносимся в Вечность. Если из-за отсутствия стыда перед людьми лететь будет слишком легко, мы станем презирать человечество. Если из-за отсутствия Стыда перед Богом лететь будет невозможно, мы сами станем презренными.

3

Поступай всегда так, чтобы тебе было стыдно за других, а не другим за тебя или тебе за самого себя.

4

Мучение стыда — это наказание тому, кто не послушался Совести. Угрызения Совести — это наказания тому, кто не обратил внимания на стыд.

5

Стыд перед людьми до той поры благотворен, пока душа не знает Стыда перед Богом. Когда же, познав верховный Стыд, она снова по привычке начинает стыдиться людей и из страха быть осмеянной, нарушает Волю Бога, то тут же впадает в такое презрение от Него, которого нельзя передать никакими словами, ибо презрение всего мира не перевесит и капли Божественного презрения к нам.

6

Стыд и Совесть — два орудия, с помощью которых Бог управляет здоровым человеком. Если человек искривляется в сторону чрезмерного довольства собой, его подвергают позору Стыда; если он искривляется в сторону чрезмерной скромности, его поправляет укор Совести.

7

Пристыженность — это внутреннее поражение. Усовещевание — это внутренне просветление.

8

У того, кто слушается Совести, всегда найдутся силы не руководиться стыдом перед толпой.

9

Когда моё племя верит Тебе и идёт за Тобою, я не стыжусь, уповая на Тебя. Когда моё племя уничтожено бандитами, а сброд, в который меня загнали, уповает на себя и плюёт на Тебя, я, уповая на Тебя, всю жизнь должен терпеть поношение, презрение и стыд.

10

Стыд — это грубое наказание для грубых людей. Совесть — это изощрённая пытка для утончённых душ. Всех уповающих на Господа и чутко прислушивающихся к Совести минуют мучения стыда. Для всех самонадеянных и втайне творящих беззакония стыд и позор неминуемы.

11

Надо различать стыд как состояние души, которая наказывается мучением за свои действительно постыдные поступки — непослушание Совести; и стыд как страдание души, которая, будучи послушна Совести, терпит незаслуженные оскорбления, поношение и презрение от тёмных и невежественных людей.

12

Когда человек не слушается голоса Совести, его опаляет стыд. Когда человек тайно делает то, что́ постыдно, его мучит Совесть.

13

Чем большее количество людей делают мерзости, тем меньше краснеет каждый из них. Чем больше людей не слушаются Совести, тем меньше каждый из них испытывает угрызений.

14

И у земных обществ и у Божественного Общества есть своё похвальное и своё постыдное. Если человек имеет хоть малейшее понятие о Божественном Обществе, то, совершая похвальное в земном обществе, но постыдное в Божественном Обществе, он в соответствующей мере мучится от стыда перед Ним.

15

Есть истинно постыдное и есть ложно постыдное. Первое дано от Господа, второе — от людей. Эти два стыда не совпадают с тех пор, как люди ушли от Бога. То, что́ похвально у людей — стыдно у Бога; а что́ похвально у Бога — стыдно у людей.

16

Стыд сдавливает человека тогда, когда он тайно замыслил вред, но ему не удалось осуществить его, и люди об этом узнали. Совесть мучит его тогда, когда он тайно замыслил вред и он добился успеха, и люди об этом не узнали.

17

Пока люди живут во тьме этого мира, они не перестают самоуверенно стыдить тех, кто достоин уважения, и бездумно прославлять тех, кто достоин презрения. Во свете Иного Мира они будут мучиться от стыда не за свою слепоту, а за свою наглость, самоуверенность и глупость.

18

Беззаконник не знает стыда, потому что его поддерживают другие бесстыдные беззаконники, его сила в том, что он не один, у него есть общество, а каждое общество объявляет похвальным то, чтó, по его мнению, способствует его выживанию, объявляя постыдным то, чтó, по его мнению, ведёт к его гибели.

19

Стыд за свои мысли, намерения и мотивы не даёт совершить поступок, за который потом будет терзать Совесть.

20

Кто стыдится быть правдивым, любящим и милосердным в самом высоком смысле этих слов, тот обрекает себя на бесконечные угрызения Совести.

21

Ты повелеваешь мне делать то, за чтó мне неловко перед людьми; люди уговаривают меня делать то, за чтó Ты меня отвергаешь. Быть с ними — значит потерять Тебя; быть с Тобой — значит терпеть одиночество. Вот я и терплю.

22

Крик Стыда дан тем, кто не чует шёпота Совести, ибо истинный Стыд и истинная Совесть говорят об одном, но по-разному: Совесть говорит тихо и наедине, Стыд — громко и во всеуслышание.

23

Стыд — это внешний этический Надзиратель, Он воздействует на нас посредством страха перед мнением окружающего нас общества. Совесть — это внутренний этический Надзиратель, Он воздействует на нас посредством страха перед мнением наполняющего нас общества.

24

Зачем говорить о загробной жизни, если ещё в течении этой — земной — жизни бесстыдный и бессовестный человек, охраняемый всесилием власти, наследует позор, как только охранявшая его власть рушится и сменяется другой властью. Точно так же с окончанием земной жизни рухнут все власти и вся ложь мира сего, и тогда все прикрывавшиеся временными авторитетами и ложью наглецы наследуют невообразимый позор, неописуемый стыд и убийственное бесчестие.

25

Краска на лице — это знак, которым стыд помечает всех не слушающихся Совести, а также тех, кого хотят совратить на путь непослушания Ей.

26

Истинный стыд сковывает и не даёт делать то, что́ ни в коем случае нельзя делать. Ложный стыд сковывает и не даёт делать то, что обязательно нужно сделать.

27

Ложный стыд заставляет думать и заботиться о мнении равнодушных к нам и даже плюющих на нас людей. Истинный стыд заставляет нас думать и заботиться о мнении любящего нас и заботящегося о нас Бога, видя в Его мнении путь к вечному благу всех.

28

Истинный стыд не только прижимает нас к должному поведению, но и уводит нас подальше от тех людей, которые вообще плюют на должное в своём поведении.

29

Стыдиться чего-либо ради жизни и блага души можно только в истинном, чистом, первозданном роде, в своём изначальном племени, которое является детищем Природы и Бога. Этот первобытный стыд удерживает душу в границах Вечной Жизни и Общего Блага. Этот стыд совпадает с Волей Бога и Требованиями Природы, не вступает в противоречие и в противодействие с тем, чтó действительно постыдно, а значит губительно и опасно для всех. Когда же человек попадает в толпу, созданную из смешения сотен разнородных племён и родов, в которой, по указанию бандитов и ради их тленных выгод, устанавливаются искусственные мерила постыдного и похвального, перемешанные при этом с движениями естественного стыда, и образующие, таким образом, ядовитую смесь всевозможных моральных мерил в сознании человека, — его стыд начинает расходиться со стыдом Божиим и калечит всю его жизнь. Поэтому кто стыдится Бога среди идиотов, кто стесняется поступать здраво среди больных, зряче — среди слепых, любяще и ненавидяще — среди равнодушных и вялых, — тот стыдится своего Вечного и Истинного Блага.

30

«Когда ты будешь позван на празднество, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых почётнее тебя, и звавший не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место». — Это заповедь Совести. Но кто не слушает Совести, тому неизбежно придётся пережить мучения стыда.

31

Человек, не боящийся Бога и не стыдящийся людей — есть нравственный труп. Ибо только труп не чувствует ни стыда, ни страха.

32

Верящий голосу Совести и неуклонно слушающийся Его, в конце концов, ни от кого не услышит упрёка.

33

Когда человек предстаёт пред Лицем Бога, основания и причины стыда меняются совершенно противоположно, так что всё, за чтó он был уважаем, одобряем и прославляем среди людей, превращается в повод для позора, стыда и раскаяния пред Богом.

34

Стыд — это то, что лежит неподъёмной бетонной плитой на животных людях . Совесть — это то, пред чем в глубоком и безвестном уединении трепещут люди-Боги.

35

Кто перед чьим лицем живёт, того он и стыдится; кто перед кем хочет быть святым и непорочным, тем он и стесняется.

36

Стыдливость предохраняет от позора. Совестливость — от ада.

37

В мире, плюющем на Бога и только болтающем о Нём, стыдно, неловко, боязно жить по-Божьи, и только страх потерять сердечные Отношения с Отцом даёт силы преодолевать эту стыдливость, эту неловкость и эту боязнь.

38

Кáк тяжело не стыдиться того, чего стыдятся все, — только страх перед угрызениями Совести даёт возможность бороться с этим стыдом и побеждать его.

39

Быть корыстолюбивым — стыдно у Бога; быть бескорыстным — смехотворно в миру. Когда мирские люди хотят достичь своей корысти, они обличают других в корыстолюбии; когда же чьё-то бескорыстие обнаруживает их корыстолюбие, они называют это бескорыстие слабоумием.