Затонувшие корабли, поселения и различные другие скрытые и ценные находки в глубинах моря всегда вызывали интерес у людей и их желание достичь их.
Мотивация доступа к этим затонувшим следам человеческого присутствия была разнообразной.
С одной стороны, всегда присутствует фактор человеческого любопытства, стремление к знаниям и пониманию происходящих вокруг нас и во времени событий, а с другой - желание обогатиться, в том числе ценной и редкой материальной собственностью.
Следы человеческой деятельности, которые исчезли под волнами, когда-то были отброшены от нашего существования на суше значительным препятствием в виде подводной глубины.
Со временем и прогрессом человечества это препятствие было в значительной степени преодолено.
Все более доступными становятся затонувшие человеческие образования (черты).
И поэтому людям, независимо от мотивирующих их желаний, было легче получить доступ к окружающей среде этих затонувших образований и действовать в соответствии с ними.
Значительная часть этой человеческой деятельности привела к раскопкам, перемещению, повреждению и удалению многих подводных находок, в результате чего затонувшие формации утратили свои характерные черты и исчезли, что вызвало озабоченность.
Существует много примеров различных недобросовестных предприятий (охотников за сокровищами), которые по разным соглашениям извлекли (спасли) многочисленные ценные находки, уничтожив при этом все следы и данные, которые могли быть собраны.
В Южно-Китайском море было разграблены обломки Тек-синга - в 1999 году более 300 тысяч ценных китайских фарфоровых изделий были спасены, а затем проданы на аукционе.
Британский оператор спас более 126 золотых слитков и 160 тысяч фарфоровых изделий из обломков голландского судна "Гелдермальсен" около Нанкина, которые впоследствии были проданы на аукционе.
Несомненно, самым богатым затонувшим судном является испанский галеон Nuestra Señora de Atocha, найденный у побережья Флориды и разграбленный частной компанией самым разрушительным образом для добычи своего груза золота и других предметов, впоследствии проданный по различным каналам.
Список разграбленных останков затонувших судов является длинным и продолжает расти.
В связи с этим следует отметить период после Второй мировой войны, поскольку впервые была рассмотрена необходимость уделения большего внимания методам доступа к отдельным подводным находкам с целью обеспечения надлежащей охраны и исследования подводного наследия человечества и максимально возможного сохранения останков для будущих поколений.
В качестве противодействия мародерству, осуществляемому различными частными предприятиями, в последние полвека наблюдается расширение научного подхода к исследованию подводного наследия, который поощряет ответственное отношение к подводному культурному наследию.
Эти исследовательские мероприятия, увенчавшиеся всесторонней публикацией результатов исследований и организацией выставки находок для широкой общественности, позволили повысить уровень информированности общественности о реальной ценности этого наследия.
По оценкам, число затонувших судов в морях мира превышает три миллиона.
Большое число некогда населенных пунктов, а также множество других разнообразных и трудноразличимых следов жилья и деятельности в настоящее время также находятся под водой.
Это действительно ценное культурное наследие, которое можно найти под водой, более чем очевидно.
За последние несколько десятилетий на национальном уровне было предпринято множество инициатив, и было принято большое число законов и положений, регулирующих методы охраны подводного наследия.
Однако эти правила были разнообразными, и в результате было начато сотрудничество на международном уровне с целью гармонизации и расширения усилий, направленных на защиту, с охватом как можно большего числа стран.
После различных инициатив важным шагом вперед стало принятие в 1996 г. Хартии ИКОМОС об охране подводного культурного наследия и управлении им.
Именно на основе этой Хартии в 2001 г. была окончательно принята Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия.
За этим последовала ратификация Конвенции примерно в 40 странах, что сделало ее на сегодняшний день наиболее важным международным достижением в области правовой охраны подводного наследия.
В настоящей Конвенции подводное наследие определяется как все следы деятельности человека, имеющие культурное, историческое или археологическое значение и затопленные не менее 100 лет назад.