Ещё по студенчеству ездила я часто в трамваях. И вот однажды подсела ко мне милая бабулька, божий одуванчик. Я, говорит, баба Валя, а тебя как звать? Слово за слово, да и завязался разговор. Выяснилось, что баба Валя одинокая пенсионерка, которая вынуждена тянуть на себе сына-алкаша, да дочь-наркоманку, которых всю жизнь воспитывала, но вот что получила по итогу... Покачала я головой, да и говорю, мол давайте я Вам хоть продуктов куплю? Обрадовалась баба Валя. Ведь в соседних дворах живём.
Зашли мы с ней в мини-маркет. Беру я всё самое необходимое (откуда у студентки деньги): чай, крупы, макароны, сгущёнка... Смотрю, баба Валя в корзинку докидывает конфетки шоколадные, да бумагу туалетную. Да не простую, а трёхслойную. И мило так в глаза мне смотрит. Ну как тут откажешь? Кассир по-доброму смотрела на то, как я расплачиваюсь за бабушкины покупки, а потом поинтересовалась, из какой я организации? Мол бабе Вале часто помогают ребята и тут затариваются. Я пожала плечами и ответила, что просто решила помочь, за что была награждена ещё одним одобряющим взглядом.
На выходе из магазина баба Валя попыталась взять тяжёлые сумки и попрощаться, но на деле не смогла поднять даже один пакет. Поковыляли мы с ней до её подъезда. Благо недалеко было.
Поднявшись на четвёртый этаж , где и жила моя новая знакомая, я изрядно выдохлась и попросила стакан воды. Баба Валя постучалась в дверь и нам открыла приятная, ухоженная женщина лет 45. Я, подумав, что это соседка, которая за ней присматривает или соц.работник поздоровалась и спросила, куда нести продукты. Женщина округлила глаза, прижала руки к груди и прокричала: МАМА, ТЫ ОПЯТЬ??? Баба Валя быстренько забежала в квартиру и захлопнула дверь, оставив меня на площадке в полном недоумении.
Я, вспомнив о дочери-наркоманке и подумала, что возможно это она или жена сына-алкаша... Хотя нет, слишком хорошо она выглядела и для того, и для другого. Отойдя от шока, я решила оставить пакеты и уйти, но тут дверь снова открылась и приятная женщина стала просить прощения.
Выяснилось, что у бабы Вали нет никакого сына, что дочь у неё не наркоманка, а учительница русского и литературы и пока она на работе, её мама от скуки частенько катается на трамвайчике или побирается на центральном рынке. Увидев моё офигевшее (простите) лицо, женщина, которую, как оказалось, звали Светлана пригласила меня зайти и попить чаю.
Войдя в квартиру я увидела потрясающие высокие потолки, хороший ремонт, длинный коридор, а затем и светлую гостиную, обставленную старинной дубовой мебелью. Светлана налила нам чай и спросила, сколько денег я потратила на продукты. Я дала ей чек из магазина и она отсчитала всю сумму, дав мне немного сверху. Ей было очень нелоовко. Бабы Вали на горизонте не было.
Из разговора за чаем я узнала, что подруги моей уже старой знакомой умерли, муж тоже умер в прошлом году, Светлана не вышла замуж и не родила ей внуков. Скучает, в общем, старушка дома, пока дочь на работе, вот и выдумывает себе занятия, а заодно и общается. Не я первая, не я последняя... Светлана рассказала, что уже и из соц.защиты приходили, проверять в каких условиях живёт баба Валя, не обижают ли её, не отбирают ли пенсию.
Мне, конечно, стало немного жаль бабушку, но что я могла сделать? На улице темнело, было пора идти домой. Уже когда я спускалась по лестнице баба Валя открыла дверь и попросила кое-что взять. Смотрю, а она протягивает те самые конфеты и ту самую бумагу...трёхслойную. Я, конечно, ни в какую, она в слёзы. Бери, говорит, это самые вкусные конфеты, у меня их вон, полная ваза, ты же видела, да и бумаги этой полно... А ты студентка, я же понимаю, дорого это. Возьми...Только заходи ещё. Просто так. Я тебя чаем угощу. Пирог испеку...
В общем, шла я домой с упаковкой туалетной бумаги подмышкой и думала об этой ситуации, а через три дня, после занятий, пришла к бабе Вале в гости. Принесла игральные карты. Так и стала ходить, играть, общаться, пока она не померла через 4 месяца...
После похорон Светлана отдала мне любимую книгу бабы Вали (собрание сочинений Максима Горького) и бархатный клатч, расшитый бусами, с которым она ходила в театр со своим мужем. Я надеялась, что моя старая знакомая оставила какое-то послание, записку внутри клатча, но там была лишь колода карт, которыми мы играли и несколько конфет, которые она так любила...