Предпринимательство в нашей стране было всегда, а нынешнее его возрождение началось с "комсомольского капитализма" 80-х годов, за счет которого разбогатели многие нынешние олигархи. Ленинский союз молодежи оказался не только кузницей партийных кадров, но и неплохой школой бизнеса.
Стройотряды
До начала рыночных реформ самым доходным видом предпринимательства принято было считать студенческие стройотряды (ССО).
Многие бойцы ССО, особенно тех, которые получали право "на выезд" в другие регионы (обычно отдаленные, имеющие право на выплату так называемых "северных" надбавок), за пару месяцев в стройотряде зарабатывали весьма приличные по тем временам деньги - в некоторых стройотрядах по тысяче и более рублей на бойца. Слава о таких отрядах гремела далеко за пределами родных ВУЗов.
Напомню, что заработок обычного инженера - выпускника ВУЗа тогда был 120-130 руб. в месяц "грязными", то есть до вычета 13% подоходного налога и 7% налога на "бездетность" .
Правда, заработок этот стройотрядовцам давался совсем не даром - в ССО было принято работать "от рассвета до заката",
Ценность практического знакомства с рабочими профессиями, общения в рабоче-крестьянской среде никакому количественному измерению не поддаётся.
Впрочем, это было не предпринимательство в его классическом понимании.
Официальный, лишённый идеологических рамок комсомольский бизнес появился только в конце 80-х. Было два основных способа заработка: центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ) и молодежные жилищные кооперативы (МЖК). Многие специалисты считают, что именно эти объединения в конечном итоге определили лицо нынешнего российского капитализма.
Занимались бизнесом, как правило, деятели низового уровня. Например, заместитель секретаря Фрунзенского райкома МГК Михаил Ходорковский. Главный эшелон ВЛКСМ - первые и вторые секретари обкомов, секретари ЦК - занялись другой, весьма выгодной деятельностью, расположившись на ключевых должностях в органах государственной власти.
МЖК
К середине 70-х руководство СССР поняло, что советской молодежи катастрофически не хватает жилья. Молодым людям, спешившим получить отдельные квартиры, было предложено самостоятельно их построить на основе хозрасчета.
В советское время каждое ведомство, каждое крупное предприятие имело официально утвержденный в соответствующем профильном министерстве план по вводу нового жилья для своих сотрудников. Но эти планы хронически не выполнялись, и деньги, заложенные на строительство, полностью не осваивались. Виною тому — главным образом нехватка материалов и рабочих рук.
Вот именно рабочими руками для стройкомплекса комсомольцы в первую очередь и должны были помочь МЖК. Часть вступивших в них комсомольцев ушла из инженеров и научных сотрудников в работяги.
Эти комсомольцы поступали в распоряжение строительных трестов сроком на год-полтора, но за ними сохранялись их прежние рабочие места. Каждый МЖКовец должен был за это время «построить» две квартиры — одну городу, другую себе. Впрочем, некоторые, переквалифицировавшись однажды в строители, потом уже на прежнюю должность так и не вернулись. Интеллект в СССР ценился меньше, чем физическая сила.
Партия сказала "можно", комсомол ответил "наконец-то". В подмосковном Калининграде (нынешнем Королёве) молодые ученые и инженеры вынуждены были ютиться в общежитиях или снимать квартиры. Пытаясь найти выход из таких жилищных трудностей, комсомольские активисты пришли к выводу, что надо построить молодежный жилой комплекс — группу многоквартирных домов с элементами обобществленного быта.
В результате на центральной улице города — проспекте Королёва — к 1976 году были построены три дома в форме развернутых книжек, копирующие в миниатюре московский Новый Арбат — проспект Калинина. Эти 16-этажки были связаны между собой вставками, в которых разместилась общественная зона — залы для семейного общения, химчистка, прачечная, стол заказов, спортивные и технические клубы, кружки шитья и вязания...
К середине 1980-х эта инициатива получила распространение практически во всех регионах страны. В Москве было организовано 52 МЖК: распределяя фонды и выбивая дефицитные стройматериалы, комсомольцы поневоле становились предпринимателями. Неудивительно, что перестройку они встретили во всеоружии - на базе многих из МЖК тут же выросли строительные фирмы.
Для людей, чье детство прошло в коммуналках и общежитиях предприятий, на которых работали их родители, строительство жилья имело жизненно важное значение.
Так, например, ставший впоследствии президентом Инкомбанка Владимир Виноградов создавал первый в Москве МЖК "Сабурово".
В виноградовском МЖК сколотилась небольшая команда энергичных, способных, но обделённых деньгами людей. Они стали думать о создании инвестиционного фонда и в 1988 году учредили Инкомбанк, тут же собравший у пайщиков 4,5 млн рублей.
Сергей Кугушев, председатель совета директоров Межрегионального инвестиционного банка, в 1990 году возглавлял Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества. Вместе с несколькими МЖК он учредил общество "Русский капитал", одной из целей которого стало участие в торгах на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Получилось так, что, возводя кооперативные многоэтажки, комсомольцы строили капитализм.