На протяжении многих веков стремление к богомольной жизни было одним из идеалов русской женщины. Многие известные женщины, например Наталья Кирилловна Нарышкина – мать Петра Великого и супруга Алексея Михайловича, преподобная Евфросиния Полоцкая, праведная Иулиания Ольшанская уже в юном возрасте отличались особой набожностью.
В сельской местности набожные, смиренные девушки также полагались на волю Божию, становясь Христовыми невестами или черничками (келейницами). Часто в деревнях и на проселочных дорогах можно было видеть их, идущих с опущенными головами, одетых бедно, во все черное, с черным платком на голове, повязанным низко, по-старушечьи.
Черничками или келейницами называли девушек, отказавшимся от замужества во имя служения Богу. Как правило, это были девушки, не вышедшие замуж до 25 лет, «засидевшиеся в девках», либо девушки, которые предпочли посвятить себя черничеству, чем выходить замуж за постылого жениха.
Иногда отказ физически и психически здоровой девушки от брака был продиктован ее самостоятельным выбором, но чаще все это был результат родительского обета: девочку обещали Церкви в благодарность святым за помощь в тяжелых ситуациях (бесплодие, тяжелые роды, болезнь ребенка или близкого родственника и др.). Выполнение такого обета для девочки было обязательным, это был долг перед Богом. Кроме того, служение Богу предназначалось больным от рождения детям.
Родители подраставшей девочки должны были заранее, до наступления брачного возраста, известить сельский сход о ее сознательном намерении остаться в девичестве. В большинстве случаев поведение девочек, которых готовили к безбрачию, отличалось от поведения ровесниц. Их воспитывали тихими, спокойными. Они должны были овладеть грамотой, много молиться, петь в церковном хоре, знать Евангелия, Псалтырь, жития святых.
Также число черничек пополнялось и за счет вдов, оставшихся бездетными. Уйти от мира и стать черничкой было одним из способов избежать нищеты и голодной смерти.
Чернички были домашние и келейные. Домашние чернички жили в родных семьях. Они работали в хозяйстве, отличались трудолюбием, смирением, беспрекословно выполняли домашнюю работу, нянчили детей – присматривали, приучали работать, выучивали грамоте. Домашние чернички держались обособленно, избегали лишних разговоров и встреч с чужими людьми.
Келейная черничка жила в небольшой избушке – келейке, которую мог сделать для нее отец или брат на окраине деревни или на опушке леса, подальше «от мирской суеты». Черничке-сироте такую келейку могли построить односельчане, особенно если своим поведением она добилась их уважения. Если в деревне было несколько черничек, то они вместе строили избушку, иногда на церковной земле, образуя небольшую общину.
Все чернички строго соблюдали посты, усердно молились богу и посещали церковь. Такая религиозная сосредоточенность и внутреннее молитвословие, с которыми жили чернички, внушали уважение. Поэтому крестьяне охотно приглашали их к себе в дом, когда нужно было приготовить умершего к погребению и справить сорокауст – сорокадневное чтение Псалтири по усопшему. Плата за данные услуги была одним из основных источников существования черничек.
Кроме того, чернички зарабатывали вязанием чулок, плетением кружев, вышиванием рубах и полотенец на продажу, шитьем. Старые чернички собирали травы и врачевали, отчитывали кликуш и порченых. Сельскохозяйственным трудом чернички почти не занимались, однако в страду, если физическое состояние позволяло, они помогали семье в поле.
Известно, что чернички выполняли функции, имевшие большое общественное значение. К ним относится обучение грамоте сельских детей. В большинстве своем чернички были обучены грамоте, умели читать и писать, поэтому они часто становились сельскими учительницами.
Такой подвижнический труд черничек способствовал воспитанию новых поколений членов крестьянской общины, владевших грамотой, умевших читать и писать. Кроме того, обучая детей с позиций религиозно-нравственных норм, чернички, по сути, готовили к жизни ритуально грамотное поколение. Особенно это касалось девочек. Ведь именно им в дальнейшем во взрослой жизни предстояло справлять положенные ритуалы, обмывать покойников, плакать по ним и читать Псалтирь, быть свахами, знать молитвы и травы. И все это на основе того опыта, на котором была воспитана сама черничка.
Подвижническая жизнь черничек отнюдь не была легкой, но давала им свободу посвятить себя служению Богу, стать Христовой невестой, не отрываясь от крестьянского мира и природы.
Источник: Тульцева Л. Христовы невесты : Девичья доля : из вековух – в чернички // Родина. – 2001. – N 6. – С. 84-87.