Найти тему

О Почаевской иконе Пресвятой Богородицы

Радио «Радонеж».
Отекстовка: Сергей Пилипенко, декабрь 2016.

23 июля, а по западному календарю 5 августа — память Почаевской иконы Божией Матери, может быть, одной из наиболее почитаемых православных икон и за пределами нашего Отечества, но по преимуществу святыни Почаевской, Волынской, то есть иконы, которая освещала мир неспокойный, мир, где на протяжении столетий шла и идет, вспыхивая со все более чудовищной силой, борьба между двумя культурами Европы — латинским Западом и православным Востоком.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Пришла икона на Почаевскую гору самым что ни на есть естественным и материальным образом — ее подарили, ее привезли. В 1559 году греческий митрополит Неофит, проезжая через Волынь, остановился в имении православной магнатки (мы бы сказали: боярыни) Анны Ерофеевны Гойской, вдовы (рано овдовевшей) земского Луцкого судьи Василия Гойского, и подарил ей эту икону. Видимо, митрополит очень хорошо отнесся к своей хозяйке. До того икона не явила себя чудотворной, хотя существует легенда о происхождении этой иконы из Влахернского храма в Константинополе, самого знаменитого храма Пресвятой Богородицы, с которым связано чудо ее Покрова. Но влахернское происхождение Почаевской иконы недоказательно, мы не знаем ее истории до середины XVI века.

После того икона оставалась в доме Гойской на протяжении около 30 лет. Благочестивая Анна Ерофеевна оказывала почтение высокому гостю митрополиту, а надо сказать, что на Западной Руси того времени православный архиерей был не частым гостем даже в аристократических домах. Оказывала она и глубочайшее почтение иконе, но не сразу поняла, что икона необычная. И вот постепенно домашние Анны Гойской начали замечать, что от иконы временами исходит какой-то необычный свет. Первыми заметили слуги. И лишь позднее не верившая рассказам их, относившаяся к ним снисходительно магнатка увидела эту икону в великом свете, да и то всего лишь во сне. Через некоторое время Анна увидела свет, исходящий от иконы, уже наяву и стала усердно у нее молиться.

У Анны был родной брат, дворянин (шляхтич) Филипп Козинский, слепой от рождения в течение уже многих лет. Мы не знаем дат его жизни. Но, видимо, он был значительно моложе своей сестры. Тем не менее у него прошла уже долгая жизнь. Уверовав в силу иконы, Анна обращается к брату, убеждая его обратиться с молитвой об исцелении к Пресвятой Богородице перед дарованной митрополитом Неофитом образом ее со следующим аргументом (согласно монастырской летописи): «дабы многомощным Своим прошением у Бога Она испросила ему у Господа зрение». И действительно, как только несчастный Филипп помолился у иконы, он прозрел и начал видеть, как будто никогда не был слепым. Вот это было уже чудо, о котором, несомненно, узнали все. И не только потому, что это произошло в знатном, богатом доме. Представьте себе, как должен чувствовать себя прозревшим человек, который никогда прежде не видел света! Задумайтесь иногда над материальными проявлениями чудесного. Чудо же всегда имеет материальное проявление, оно же происходит в материальном мире. Представьте себе, как был потрясен и воодушевлен сам Филипп Козинский. После столь очевидно явленного чуда Анна Ерофеевна решила больше не держать икону у себя и отдала ее на Почаевскую гору, вручив ее монахам, там обитавшим.

То есть, скромно явившись в этом мире как подарок, в итоге архиерейского благословения, икона не только прославилась, она пришла не на простое место, а на место, которое было не позднее XIII века особо избрано Пресвятой Богородицей, ибо в 1240 году, о чем нам уже довелось говорить в наших передачах, произошло чудесное явление Богородицы над Почаевской горой, где Она оставила существующий поныне и исцеляющий людей материальный след Своего пребывания, единственный на земле отпечаток Своей пречистой стопы.

Но люди странные, вообще странные. Судя по всему, Стопу к тому времени подзабыли все, кроме, конечно, обитавших на горе иноков. А стоит ли удивляться? Еще Спаситель сказал, что люди не поверят, даже если воскреснет кто-то из мертвых. И многие не поверили, когда Он сам воскрес. Каждый год на Пасху, причем в строгом соответствии с православным календарем и Пасхалией, в Иерусалимском храме Гроба Господня зажигается Благодатный огонь. Разве кто-то того не знает? Вы представляете себе, сколько сотен тысяч и миллионов людей за два тысячелетия церковной истории сподобились видения Благодатного огня — и православные, и армяно-григориане, и римо-католики, и мусульмане. И что? Люди ведут себя так, как будто не замечают ни Благодатного огня, который зажигается каждый год, ни того, что это, может быть, наивысшее на планете чудо вручено православным и только они вправе его получить. Все могут получить о том документальные свидетельства, научные, бесспорные, но бывает истина, обращать внимание на которую неудобно. Видимо, подзабыли к XVI веку о судьбоносной Стопе Богородицы волынские люди.

И вот на гору Почаевскую приходит икона и заявляет о себе множеством чудес. Надо сказать, что в течение примерно первого столетия ее пребывания на горе, строго до 1664 года чудеса не фиксировались особо, как не фиксируются зачастую и сейчас ни в Почаеве, ни в Троице преподобного Сергия Радонежского. Когда чудес очень много, тут уже другое, это не пренебрежение. Братья монахи и многие благочестивые богомольцы настолько убеждены в продолжающихся чудесах, что не видят смысла продолжать их фиксировать. Чудеса фиксируют только перед канонизацией святого. А зачем фиксировать потом? Что изменят еще двести чудес, прибавленных к предыдущим двум тысячам или двадцати тысячам чудотворений?

Так вот, первые чудеса почти не фиксировались, и тем не менее летопись сообщает о ряде исцелений, в основном от болезней. Если Стопа Пресвятой Богородицы основала Почаевское монашество, то икона основала Почаевский монастырь, потому как благочестивая Анна Ерофеевна Гойская вместе с иконой жертвует почаевским монахам обширнейший вклад. Существует документ 1 февраля 1597 года — «фундушная запись» (по западнорусской терминологии) на устройство монастыря: «Я, Анна Ерофеевна Гойская, объявляю сим моим листом всякому, кому нужно о том ведать или читаемое слышать, людям нынешним и потом будущим, что, имея постоянно перед моими очами свою христианскую обязанность воздавать должное Богу, Творцу моему, к чести и умножению святой Его славы, даю следующие распоряжения относительно своей маетности (то есть поместной собственности). Чтобы при той церкви постоянно было славословие Божие, я решила построить и основать при ней монастырь для жительства в нем восьми чернецов, людей добрых, набожной жизни, не иного исповедания, как только греческого, подчиненных восточной церкви». Почаевскому монастырю были пожертвованы земельные владения. Они принадлежали ему в основном до XX века, частично в XX веке, и даже сейчас, хотя и не полностью, возвращены Почаевской лавре.

Вот с этого начался монастырь, но тем не кончились чудеса поразительной Почаевской иконы. Это поясная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богородица держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Господь положил левую руку на плечо Матери, а правую поднял для благословения. Она же преклонила пречистый Свой лик к голове Сына. Это известнейший и наиболее распространенный тип иконы на Руси — и Великой, и Малой, и Белой Руси. По-гречески он называется «Елеуса» («Милостивая»), а по-славянски — «Умиление». Он хорошо известен нам по величайшей русской святыне тоже греческого происхождения — иконе Пресвятой Богородицы Владимирской. Вот какова эта икона. И поныне каждый день, ранним утром, после совершения монашеской полунощницы, то есть без четверти шесть утра она опускается с высоты великолепного барочного иконостаса, куда вознесена обычно на двух лентах, нисходит к молящимся, которые имеют возможность ей поклониться и к ней приложиться. Это поразительное место и поразительный момент богослужения, когда к молящимся приходит Почаевская Богородица. Опускается она и для совершения у нее акафистов.

Чудес было много. Обратим внимание на некоторые. В начале XVII века нередки были татарские, в основном крымские набеги на Волынскую землю. Исконно славянский полуостров, наша древняя Таврия или Таврида была окончательно захвачена таврическими татарами, обитавшими небольшой ордой близ городка Крым, с турецкой помощью, с помощью турецких оккупантов еще в 1475 году. Таврида была превращена в Крымское ханство, вассала Турецкой империи. И редким был тот год, когда оттуда не шли охотники за рабами на русские, украинские, польские земли. Один из таких отрядов в 1607 году проходил под Почаевом. Предание говорит, что в то время по горе проходил некий монах, молитвы совершая. Крымец подскочил к нему, полагая, что это невольник, но увидев, что это монах, от злости обезглавил его саблей. Инок же, который должен был умереть, взял в руки свою отрубленную главу, донес ее до монастыря и положил перед чудотворной иконой, и только затем предал свой дух Господу, как пишет летопись, в похвалу Пресвятой Деве, избравшей свою икону Почаевскую явлением власти, могущества Своего. То было редкостное чудо, недвусмысленное и грозное.

Но было и другое, было и простое воинское чудо. Оно произошло несколько позднее и было связано уже с прямым турецким вторжением. В 1675 году над Волынской землею нависает смертельная опасность. Расскажем текстом старого историка Хайнацкого, историка преимущественно Волынского. Султан Магомет IV вознамерился сильнее отомстить Польше за нарушение Буджакского (Бучацкого) мира и за поражение своих войск при Хотине. Он поручил свое войско новому визирю Кара-Мустафе и отправил его на Польшу. Визирь вошел в Подолию, там давно живущих волохов (валахов) на колья посажал, такую же казнь он устроил по взятии в городе Микулине. Потом взял на договор крепость Подгорец, срыл ее, церкви и кладбища посрамил, имения разграбил. Через измену получил Збараж и, расположив свой стан при Збараже, отправил 50 000 конницы турок и татар под водительством крымского нуреддина (третьего человека в ханстве), чтобы те учинили нападение на короля, лишили его постоев, опустошили их на пути своем. И нуреддин, следуя на пути ко Львову, все, что было на пути его, мечом и огнем пленил.

И вот на пути его победоносного войска оказался небольшой и незащищенный православный Почаевский монастырь. Вы можете видеть старые изображения монастыря со стенами. Их построили намного позже. Тогда же монастырь еще не имел даже деревянных укреплений. За его обычной деревянной оградой скрывалось много мирных беженцев. Игумен обители Иосиф Добромирский убедил братию и всех христиан оставить всякую надежду на помощь земную и обратиться к единственной заступнице, к Матери Божией и к угоднику ее преподобному Иову. 23 июля 1675 года (запомните эту замечательную дату) турки пошли на штурм, если вообще можно называть штурмом нападение на, представьте себе, современный загородный дом, обнесенный забором. Вот вам и весь штурм. Монахи ответили служением акафиста перед Почаевской иконой. И как только они начали петь кондак первый «Взбранной Воеводе», над храмом обители сразу явилась сама Царица Небесная, простирая амафор (покров) над молящимися. Окруженная небесными ангелами в сопровождении преподобного Иова она защищала монастырь. Турки, увидев это, обезумели и начали пускать стрелы в небесные воинства, как вероятно поступили бы мы при налете авиации. Но современная авиация не обладает столь высокой мощью, сколь ангельские чины. Чудесным образом стрелы турок обращались назад и поражали их самих. Нападающие бросились бежать, побросав оружие, и войско нуреддина прекратило существование.

Но самым высоким чудом явилось то, что было захвачено много пленных. Летопись сообщает, что многие пленные, в силу чудесного воздействия, обратились к православию, а иные навсегда стали монахами Почаевской обители. Это еще большее, грозное явление силы Пресвятой Владычицы на Почаевской горе, на что мы уповаем и сейчас, в те дни, когда умножаются нападения на православие в Волынской земле и повсюду на Украине.

И вот еще одно поразительное чудо, негрозное, тихое, миротворческое. Оно произошло много позднее, в середине XVIII столетия с богатым польским вельможей, графом Потоцким. У него были обширные владения в Галичине. Он отличался худшими чертами спесивого польского вельможи. Как полновластный властитель своих хлопов, он запросто мог изувечить или прибить кого-то, подвернувшегося ему под горячую руку. И вот однажды близ Почаева он ехал в экипаже. Вдруг лошади рванули, понесли, опрокинули коляску, вышвырнули графа вместе с кучером и скрылись. Понятное дело, Потоцкий обратил свой гнев на того, кто подвернулся под руку, на кучера. В руке вельможи блеснул пистолет, а перепуганный кучер возопил о спасении к Почаевской иконе: «Мати Божия, чудовная в Иконе Почаевской, спаси мя!» Выстрел. Осечка. Граф — прекрасный стрелок, воин. Он оправляет замок. Второй выстрел. Осечка. Третий. Осечка. Так не бывает. Еще раз хочу обратить ваше внимание, что чудеса происходят в материальном мире, проявление чудесного всегда материально. Потому мы всегда можем в утешение нашего неверия сказать: «Ну, это просто редкий случай, статистически маловероятный». Но гораздо большим чудом оказалось преображение души графа Потоцкого. Он отбросил пистолет и спросил кучера, какой-такой иконе тот молился. И получив ответ, он изъявил желание немедленно видеть ее. Тогда местные селяне тут же привели его успокоившихся лошадей, и он отправился в Почаев.

И вся оставшаяся жизнь Николая Потоцкого была посвящена Почаевскому монастырю. Используя свою казну, свое влияние, свое имя, он добивается того, что Рим обращает внимание на Почаевскую святыню и соглашается «короновать» эту икону. Так принято в Риме. Это своего рода канонизация, это дань уважения Римско-католической церкви. Почаевская икона сейчас, может быть, как раз одна из тех святынь, которая еще как-то объединяет нас с римо-католиками. Может быть, нам надо почаще им про нее напоминать, в тот момент, когда они в очередной раз одержимы и в очередной раз прегрешают перед Господом, стремясь стереть с лица земли православие. А того не будет, не будет по заступлению Пресвятой Владычицы, главные святыни которой, напомню, главные избранные ею места, и Грузия, посвященная ей, и Почаев, и Киев, и Дивеево находятся в Русской земле. Этого не будет никогда до тех пор, пока мы православные, а не антихристовы. И все же еще возможно избавление от невзгод и напастей нашего времени мирным путем. Помолимся об этом к Почаевской иконе Пресвятой нашей Владычице. Пресвятая Богородица, спаси нас!

Оглавление и поддержка