1,5K подписчиков

Как Эдгар Аллан По помог интересно провести урок русского языка в 8 классе

327 прочитали

Необычное занятие, которое понравится самым привередливым ученикам.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Уважаемые коллеги, учителя русского языка и репетиторы! Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда ученики не проявляют никакого интереса при изучении какой-то темы. Скучающие лица, безразличие: и тема "тоскливая", и текст для работы "нудный", и задания "стрёмные" (конечно, так ученики не скажут, но подумают). Однажды я спросила: "С каким текстом вам было бы интересно работать?" Вариантов мне предложили немного: "про Гарри Поттера", "про сыщиков" (детективы, расследования), "что-то необычное". Сказано-сделано. Я составила задание по отрывку из рассказа Эдгара Аллана По "Убийство на улице морг". Всё-таки именно это произведение считается первым детективным рассказом. Делюсь с вами. Может быть, моя работа поможет вам оживить занятия по "скучному" синтаксису.

Занятие по русскому языку в 8 классе (по рассказу Эдгара По)

НЕСЛЫХАННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

1. Сегодня, (1) часов около трех утра, (2) мирный сон обитателей квартала Сен-Рок был нарушен душераздирающими криками.

2. Следуя один за другим без перерыва, (3) они доносились с пятого этажа дома на улице Морг,(4) где проживала некая мадам Л'Эспанэ с незамужней дочерью.

3. После небольшой заминки у запертых дверей при безуспешной попытке проникнуть в подъезд обычным путем пришлось прибегнуть к лому, (5) и с десяток соседей, (6) в сопровождении двух жандармов, (7) ворвались в здание.

4. Крики уже стихли, (8) вдруг сверху послышалась перебранка двух или трех голосов, (9) звучавших отрывисто и сердито.

5. Покуда добрались до третьего этажа, (10) стихли и эти звуки, (11) и водворилась полная тишина.

6. Люди рассыпались по всему дому, (12) перебегая из одной комнаты в другую.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

7. Когда же очередь дошла до большой угловой спальни на пятом этаже (дверь, (13) запертую изнутри, (14) тоже взломали), (15) - толпа отступила перед открывшимся зрелищем, (16) охваченная ужасом и изумлением.

8. Здесь все было вверх дном, (17) повсюду раскидана поломанная мебель.

9. В комнате стояла одна только кровать, (18) но без постели, (19) подушки и одеяло валялись на полу.

10. На стуле лежала бритва с окровавленным лезвием.

11. Две-три густые пряди длинных седых волос, (20) вырванных, (21) видимо, (22) с корнем и слипшихся от крови, (23) пристали к каминной решетке.

Задание:

1. Указать номера всех запятых при обособленном определении.

2. Указать все запятые при обособленном обстоятельстве.

3. Указать номера предложений, где есть одиночные причастия.

4. Подчеркнуть грамматические основы в предложении № 8, определить тип сказуемого.

5. Из предложения № 7 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

6. Из предложения № 11 выписать слово, правописание приставки в котором зависит от значения этой приставки.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

7. Из предложения № 1 выписать краткое причастие.

8. Из предложения № 7 выписать все союзы.

9. Из предложения № 7 выписать все предлоги.

10. Из предложения № 8 выписать фразеологизм.

11. Из предложения № 6 выписать слово, употреблённое в переносном значении.

12. Из предложения № 1 выписать эпитеты.

13. Из предложения № 10 выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

14. Из предложения № 3 выписать числительное.

15. Расставить недостающие знаки препинания:

На полу найдены четыре наполеондора одна серьга с топазом три столовые серебряные и три чайные мельхиоровые ложки. Ящики комода в углу были выдвинуты наружу грабители рылись в них, хотя всего не унесли. Железная укладка обнаружена под постелью (а не под кроватью). Она была открыта ключ еще торчал в замке но в ней ничего не осталось, кроме пожелтевших писем и других завалявшихся бумажек. Когда сверху донизу обшарили весь дом не обнаружив ничего нового все кинулись вниз, на мощеный дворик, и там наткнулись на мертвую старуху. Таково это поистине ужасное преступление пока еще окутанное непроницаемой тайной.

Уважаемые коллеги! А как вы считаете, стоит ли делать такие задания (по "развлекательной" литературе)? Или настоящий учитель не должен идти на поводу у учеников?

Приглашаю вас подписаться на мой канал - будем говорить о литературе, русском языке, будем читать книги, смотреть фильмы, общаться.

Читайте статью "Художественная деталь в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"