25 подписчиков

Царство "Царя Салтана". Высокая централизация власти хорошо или плохо?

 Доброго дня дорогой читатель! Сегодня поговорим о системе управления в современной России снизу вверх.

Доброго дня дорогой читатель! Сегодня поговорим о системе управления в современной России снизу вверх. Посмотрим что здесь не так

Россия самая большая по территории страна в мире, самое северное государство на планете с суровым климатом и богатой историей. Россия - это не региональная держава как одно время пытались утверждать западные политические деятели. Россия это мировая держава с боеспособной армией и вторым по величине ядерным потенциалом, уникальным географическим положением, богатой минерально сырьевой базой. Многонациональная, мультикультурное царство "царя Салтана". Почему казалось бы у нас все есть, а народ в среднем живет бедно? Наверно каждый задавал себе эти вопросы.

 С моей точки зрения исторически так сложилось что Россия это имперское государство с высокой централизацией власти. Все полномочия, финансы, властные институты находятся в одном месте, в Москве. Там принимаются все судьбоносные решения не только федерального уровня, но и регионального, а зачастую и местного уровня. Выстроенная жесткая вертикаль власти огромного государства замыкается по сути в 2-3 кабинетах, где решается абсолютно все. 

Рассмотрим систему государственного управления снизу вверх. Сначала идет муниципальный уровень местное самоуправление (главы сел, городов, законодательные аппараты, различные советы поселений и т.д). Как мы знаем местное самоуправления не входит в систему государственной власти, эту власть мы выбираем сами и сами несем ответственность за решения которые приняли. Все эти люди наделены полномочиями решать проблемы на местах, при этом не имея должным образом средств и рычагов управления. Это самое низшее звено руководителей, которое всегда остается крайним. Пожар, наводнение, землетрясение! Как всегда городские чиновники не черта не делают, не провили оповещение населения, не проводили комплексные профилактические работы по предотвращению ЧС и т.д. Вся борьба с коррупцией в стране в основном начинается здесь, бесконечные посадки мэров, глав администрации районов и сел и тому подобное. По большому счету, как мне кажется в местное самоуправление идут работать либо инициативные выскочки с целью получение "дивидендов" в виде приобретения политического веса и связей которые способствуют дальнейшие развитие карьеры, либо неравнодушные социально направленные альтруисты (это те кому есть дело до всего и везде). Многие особенно в сельской местности работая главами поселений не имеют должного образования и компетенций для исполнения должностных обязанностей, в целом не понимая как вся эта работа построена и устроена. Часто за свои ошибки им приходится отвечать перед законом, вплоть до уголовного преследования.

Далее идет региональный уровень - это губернаторы (президенты республик) и законодательное собрание (краевые и областные думы, национальные законотворческие палаты). Это уже ветвь государственной власти, здесь все серьезней - от планирования бюджетов до проведения региональных референдумов и выборов. Губернатор у нас назначается президентом, народ его выбирает и за свою работу он отчитывается президенту. Президент принимает решение сохранить ли пост главе региона или его уволить. Получается такая демократия по русски! С одной стороны по конституции источником власти является народ и народ решает кто должен руководить на местах, на практике мы видим что решение принимаются в Кремле , а людям только и нужно что сходить в сентябре на выборы и оставить свой голос за нужного кандидата без особых альтернатив. Со временем люди устали от этих игр и перестали ходить на голосование, особенно это четко видно в депрессивных регионах средней полосы, на Урале и Сибири. Все делается по букве закона и ничего тут не попишешь.
Регионы тоже не самостоятельны , точнее уровень самостоятельности везде разный. В одних регионах особенно в национальных республиках власть наделена мощными финансовыми, законодательными и правовыми рычагами управления, в других губернатор работает для галочки, бюджет вечно дефицитный и долговая нагрузка субъекта федерации давно перевалила допустимые нормы. Поэтому страна развивается неравномерно. Где пусто, а где густо! Это избирательный подход с моей точки зрения достаточно вредный для общества и власти в целом. Одни сытые довольные готовы рубаху на себе порвать за Россию матушку, другие умирают в нищете в брошенных моногородах не имея средств к существованию и возможности к переезду. Да существует программы переселения людей из подобных мест, но они работают недостаточно эффективно и очередь можно ожидать 15 , а то и 20 лет. Мы все граждане России и должны чувствовать себя на Родине достойно и уверенно, а с нынешнем подходом чувствуют себя так далеко не все. Точнее только те кто обеспечивает нужный процент лояльности власти, а остальных принято не замечать. Такой подход приводит к снижению демографии (численность населения России сокращается из года в год), к обезлюдиванию огромных территорий и ускоренному темпу урбанизации столичных агломераций. Исчезает русский и дальневосточный север. Конечно есть надежда что федеральная власть это отчетливо понимает и пытается предпринимать меры для перелома негативной тенденции. Легко сказать и написать в стократ сложнее сделать! Тут безпорно!

Ну и самая высшая ступень это федеральный уровень. Президент РФ , Правительство РФ, Государственная дума и Совет федерации, здесь вся полнота полномочий , все финансовые, правовые инструменты. По сути на этом уровне решается все в этой стране. Мы отчетливо видим что баланс полномочий и ресурсов по всей структуре явно перекошен в пользу одних, а другим достается только обязанности, ответственность при минимальном административном ресурсе.
Может стоит задуматься что пора сбалансировать хоть каким то образом существующею систему управления!

Такие мысли сегодня от Костыля.

Подписывайся на канал будет думать и размышлять вместе!

До встречи друг, товарищ и брат