Когда у каждого блюда и напитка в меню фаст-фуда указано количество содержащихся в них калорий, люди склонны покупать продукты с меньшим количеством калорий, говорится в исследовании, опубликованном 31 октября 2019 года. Снижение было небольшим, но если отследить систему заказов, то в течение следующего года оно исчезнет. Исследователи пришли к выводу, что простое добавление информации о калориях не может заставить людей изменить потребление калорий в ресторанах быстрого питания.
Около трети калорий, потребляемых среднестатистическим американцем в день, поступает из-за продуктов питания, закупаемых извне. Опять же, каждый третий взрослый американец ест фаст-фуд каждый день.
Настоящее исследование основано на данных, собранных крупной сетью ресторанов в США, где с мая 2018 года крупные франчайзинговые компании обязаны маркировать фаст-фуды по количеству калорий. Идея заключалась в том, что знание количества поставляемых калорий поможет потребителям выбрать более здоровую пищу, а также послужит стимулом для производства фаст-фудов с низким содержанием калорий или более широкого ассортимента низкокалорийных фаст-фудов.
Однако имеющиеся исследования не позволили установить, действительно ли этот шаг влияет на выбор потребителей. Это мотивировало текущее исследование, в котором анализировалась информация о закупках по крупной франшизе фаст-фуда в южной части США. Уровень ожирения населения в этой части страны является одним из самых высоких в США и составляет около 34%.
Рестораны этой сети впервые включили калории в свое меню в апреле 2017 года. Данные о продажах за каждую неделю были доступны в 104 ресторанах с апреля 2015 года по апрель 2017 года, а затем, после начала маркировки, с апреля 2017 года по апрель 2018 года. Таким образом, было совершено почти 50 миллионов сделок, охватывающих два года, в течение которых производилась маркировка товаров до начала маркировки, и один год спустя после начала маркировки.
Они обнаружили немедленное снижение на 4% от общего количества пищевых калорий. Другими словами, на одну транзакцию приходилось примерно на 60 калорий меньше. Это сохранялось даже при корректировке сезонных изменений, праздничного питания и базовых моделей.
Это могло бы быть обнадеживающей тенденцией, если бы не события, произошедшие в течение одногодичного периода последующей деятельности. За это время среднее количество калорий с каждой покупкой росло неделю за неделей, и за год среднее снижение калорийности было всего на 23 калории ниже того, что было до маркировки. Более того, исследователи намекнули, что количество калорий может вернуться на более высокий уровень еще быстрее среди людей с более низким доходом.
Изначально количество калорий в заказанных гарнирах сократилось почти на 25%, но затем количество калорий в расчете на одну покупку снова начало расти в течение периода после маркировки. Калории напитков, содержащих сахар, также снижались и продолжали снижаться с течением времени.
В результатах исследования есть некоторые недостатки. Например, не удалось выяснить среднее количество калорий в продуктах питания, купленных одним человеком. Однако исследователи уверены, что размер выборки, длительный период исследования и надежность результатов после корректировки с учетом нескольких переменных параметров делают выводы исследования более надежными.
Другие исследователи указали на очевидный сдвиг в сторону покупки продуктов питания более высокого качества более бедными слоями населения, что может усилить неравенство возможностей в области здравоохранения. Другими словами, те, у кого больше денег, могут позволить себе покупать более здоровую пищу, оставляя тем, у кого меньше располагаемого дохода, тяготеть к более дешевым вариантам быстрого питания. Другим возможным результатом может стать то, что рестораны будут сокращать калории, меняя рецепты блюд быстрого питания, но компенсировать любую потерю вкуса за счет накопления в них менее полезных питательных веществ, таких как соль, сахар и жиры. Одним из способов обойти эту проблему может быть обеспечение того, чтобы этикетки питания также содержали эту информацию. Другим более простым способом было бы, конечно же, поощрять домашнюю кухню!
Исследователи не сбрасывают со счетов очевидно небольшое снижение средней калорийности, приобретаемой после маркировки калорий. Дело в том, что на уровне населения небольшое изменение значительно усиливается с точки зрения его воздействия на здоровье, особенно на ожирение и связанные с ним метаболические и сердечно-сосудистые расстройства. Они говорят, что маркировка продуктов питания, включая маркировку калорий, в меню ресторанов является хорошей идеей и должна осуществляться в рамках более широкого подхода, охватывающего регионы, страны и правительства, в целях улучшения здоровья населения.