У Горьковского автомобильного завода есть свой очень неплохой музей, с коллекцией выпускавшейся там техники, сделал небольшой фотоотчёт.
ГАЗ-АА - первая модель завода, знаменитая "полуторка", лицензионная копия одноимённой модели Форда, в производство пошла с 1932 года. В 1938 году автомобиль прошёл модернизацию и получил индекс ГАЗ-ММ. Простая и ремонтопригодная конструкция дали грузовику долгую жизнь - такие машины активно эксплуатировались до 1970-х, достаточно много их сохранилось в виде памятников или музейных экспонатов, а отдельные экземпляры до сих пор продолжают использоваться своими хозяевами по основному назначению!
В 1936 году в производство был запущен трёхосный вариант "полуторки" - ГАЗ-ААА. Выпущено их было немного, до наших дней дошли считанные экземпляры.
Послевоенная классика - ГАЗ-51, выпускался с 1946 по 1975 год. В музее представлена наиболее массовая модификация - ГАЗ-51А.
Его полноприводный собрат - ГАЗ-63А. На его базе выпускались различные армейские спецмашины, в том числе БТР-40, увы, его в музее нет.
ГАЗ-53 (вместе с ГАЗ-52) сменил "полста-первую" модель, его жизнь также оказалась долгой, грузовики этого семейства можно встретить в эксплуатации и в наши дни. В музее представлена модификация ГАЗ-53-12. А вот его собрат ГАЗ-52, увы, в экспозиции отсутствует.
А на смену ГАЗ-63 пришёл ГАЗ-66, массово использовавшийся как в армии, так и на гражданке.
Современная "полуторка" - ГАЗ-3302 "ГАЗель" стала самой популярной моделью завода в наше время. Потрёпанный экземпляр в экспозиции - одна из первых опытных машин, эта "ГАЗель" прошла программу стендовых и дорожных испытаний с общим пробегом 270 тыс. км.
Вариант грузовой "ГАЗели" со сдвоенной кабиной - ГАЗ-33023. Ещё со старой светотехникой.
Выпускались на ГАЗе и гусеничные вездеходы, и один из них есть в коллекции - ГАЗ-3403. Ранее эта модель носила индекс ГАЗ-71.
Переходим к легковым автомобилям завода. Первым из них стал ГАЗ-А, запущенный в производство почти одновременно с "полуторкой".
В 1936 году начался выпуск более современной модели - ГАЗ-М1.
А в годы войны был разработан полноприводный армейский внедорожник ГАЗ-67. Первая версия начала выпускаться в 1943 году, а уже в следующем году появился модернизированный вариант, получивший индекс ГАЗ-67Б и выпускавшийся до 1950-х, он и стоит в музее. Жаль, что нет его предшественника - ГАЗ-64.
С 1953 года на ГАЗе пошёл в серию новый внедорожник - ГАЗ-69. Впоследствии его производство было передано на УАЗ.
Первая послевоенная легковая модель завода - ГАЗ-М20 "Победа".
А этот небольшой автомобиль в серию, увы, не пошёл. Предназначался он для инвалидов и носил индекс ГАЗ-18.
С 1949 года стал выпускаться представительский "ЗИМ" - ГАЗ-12. Кроме базовой версии, производились модификации такси и "скорой помощи".
На смену "Победе" в середине 1950-х пришла "Волга" ГАЗ-21. Принято делить "Волги" выпусков разных лет на три серии. Первая имела характерную звезду на облицовке радиатора.
Второй серии в музее нет, а вот третья присутствует. Её облицовка радиатора получила прозвище "китовый ус".
Пошла в производство и новая представительская модель - ГАЗ-13 "Чайка".
С 1969 года было запущено массовое производство следующей "Волги" - ГАЗ-24, вот она прячется за колонной.
Новая "Чайка", ГАЗ-14, начала выпускаться во второй половине 70-х.
У неё был специальный открытый вариант для военных парадов - фаэтон ГАЗ-14-05.
И опять "Волги". Почему-то в музее нет строгой ГАЗ-3102, зато есть в некотором роде гибрид ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102: ГАЗ-31029, получивший в народе несколько прозвищ, одним из которых было нелестное "ослобык".
ГАЗ-3105 - попытка запустить качественно новую модель "Волги", разработка началась во второй половине 1980-х. На этом фото - опытный вариант с низкой линией стёкол.
А это уже версия, предназначавшаяся для серийного производства. Но новая "Волга" по множеству причин так не пошла в нормальную серию, с 1992 по 1996 год было выпущено всего около 50 машин.
Примерно такая же судьба постигла следующую модель "Волги" - ГАЗ-3111, которую пытались начать производить в начале 2000-х. Но опять не взлетело, было произведено немногим более 400 машин.
А массовой серией до 2005 года производился "наследник" 24-й "Волги" - ГАЗ-3110.
Окончательно история легковых авто на ГАЗе закончилась вот на этом авто - Chrysler Sebring русского разлива, со слегка изменённой мордой, которому постеснялись даже русское название дать, и выпускался он под именем Volga Siber. Впрочем, недолго выпускался.
В музее можно увидеть и необычные экспериментальные автомобили, например, вот этот ГАЗ-16 (точнее, его сохранившуюся часть), который кроме обычного колёсного хода, мог передвигаться на воздушной подушке. Было выпущено несколько прототипов, отличавшихся по конструкции.
А это - фрагмент кузова гоночного автомобиля с турбореактивным(!) двигателем.
Военная техника производства ГАЗ представлена всего двумя экспонатами. Первый - корпус лёгкого танка Т-70, выпускавшегося на заводе в военное время.
А второй - БТР-80, имеющий также заводской индекс ГАЗ-5903.
В общем, экспозиция весьма неплоха, жаль, конечно, как я же уже говорил, что в ней не хватает других интересных машин, выпускавшихся на ГАЗе, например, пикапов на базе ГАЗ-А и ГАЗ-М1, автобуса ГАЗ-03-30, а из более современного - экспериментальных ГАЗелей, которых было довольно много. Впрочем, в этом тесноватом зале особо ничего и не добавить, возможно, в запасниках есть ещё что-то интересное.