1 подписчик

Притворство в игре

Притворись, что играешь

Притворная игра — это тип игры, который был исследован наиболее широко. В недавней обзорной статье Lillard, Lerner, Hopkins, Dore, Smith & Palmquist (2013) выявили и подвергли критике 154 исследования отношений притворной игры с обучением и развитием детей в различных областях. Авторы пришли к выводу, что:

  • притворная игра - это один из способов развития навыков мышления у детей, но есть и другие способы достижения того же результата, которые столь же эффективны;
  • притворная игра может быть способом развития у детей социальных навыков и осознания чужого разума ("теория разума"), но доказательства неоднозначны или неудовлетворительны;
  • притворная игра может иметь решающее значение для развития речи, навыков повествования и регуляции эмоций, но доказательства очень ограничены, и необходимы дополнительные исследования;
  • Практически нет доказательств того, что притворство в игре помогает развивать у детей творческие способности, интеллект, умение решать проблемы, саморегуляцию и исполнительное функционирование.
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE-%D1%84%D0%B5%D1%8F-1936440/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE-%D1%84%D0%B5%D1%8F-1936440/

Обучение в притворном и реальном контексте

В двух строго контролируемых исследованиях с использованием слепых тестеров типично развивающимся детям в возрасте 4,5-5,5 лет давали информацию двух типов (метки и функции объекта) в притворной игре или в реальном контексте.

В каждом состоянии им преподавали типичную, нетипичную и необычную функцию для двух знакомых предметов (отвертка и ложка), и метку реального объекта и новую метку притворства (звездочка и мошенник).

Интересно, что при последующем представлении с набором из трех объектов, включая исходные данные, дети в состоянии притворства с большей вероятностью расширили уровень притворства новыми объектами, внешне похожими на замену, использованную во время эпизода притворства, но дети в реальных условиях чаще применяли метку притворства только к тому же объекту, который использовался во время учебного эпизода.

Ролевые игры и творчество

На эту тему есть три исследования, в которых рассматривалась связь между притворной игрой и творчеством. Ученые классифицировали 75 детей в возрасте от 4 до 5 лет на основе степени их вовлеченности в детализированную ролевую игру, оцениваемую с помощью интервью и родительского анкетирования.

Детям задавали такие вопросы, как, например, есть ли у них воображаемый друг и часто ли они притворяются кем-то, кем не являются. Их также попросили выполнить действия с воображаемым объектом (например, "притвориться, что чистите зубы зубной щеткой"), чтобы оценить их текущий уровень притворной игры.

В качестве меры креативности детей попросили представить окончание истории и нарисовать рисунки, которые экспериментаторы оценили как творческие.

Дети, которые участвовали в более сложных ролевых играх-особенно с участием воображаемых друзей и придуманных личностей – набрали значительно больше баллов за креативность в своих рассказах.

Притворная игра предсказала творческие способности 31 девочки, получивших частное образование в течение четырех лет, от 5-10 лет до 9-14 лет. Игра оценивалась с использованием шкалы "Эффект в игре", а творчество измерялось заданием "Альтернативное использование", в котором детей просят придумать различные варианты использования общих предметов, таких как ключ или обувь. Дети, которые были более изобретательными и организованными в своей притворной игре в начале исследования, четыре года спустя набрали больше баллов по задаче "Альтернативное использование".

Притворная игра и творчество связаны, но они не дают никаких доказательств того, что притворство вызывает увеличение творчества детей.

Притворство и ответственность

Эксперты измерили детскую фантазийную ориентацию, то есть степень, в которой дети участвуют в фантастическом притворстве, таком как волшебство или полет, а не в реалистичном притворстве, таком как игра в пожарного. Ориентация на фантазию оценивалась в ходе интервью и отчетов учителей и родителей, а ответственность детей оценивалась с помощью различных тестов. Они обнаружили корреляции между конкретными типами фантазийной ориентации и конкретными показателями исполнительности.

Таким образом, в то время как мысли детей о фантазиях коррелировали со способностью переключать внимание и верой в фантастические сущности или воображаемых друзей. Дети, сообщившие о более любимых фантазиях и играх, имели более низкие оценки за сдерживающий контроль и рабочую память.

Сообщаемая детьми склонность притворяться кем-то или чем-то иным, кроме себя, также не коррелирует с какими-либо мерами исполнительной власти. В то же время, в исследовании 4-летних детей, обнаружили, что понимание различия между притворством и реальностью и более притворное поведение коррелируют с аспектами функционирования детского исполнительного руководства.

В настоящее время имеются свидетельства потенциальной причинно-следственной связи между фантазией и развитием рабочей памяти, а также дополнительные свидетельства того, что притворство может быть стратегией, которая может быть применена в задачах исполнительных функций. Обе эти гипотезы, однако, нуждаются в дальнейшем изучении в будущих исследованиях.

Притворство в игре и речь

В одном из исследований, посвященном притворной игре в развитии речи. Дети прочитали рассказ и поиграли с подходящим набором игрушек. Пять из этих детей получили игровое вмешательство, и пять детей были взяты в качестве сравнения. Все дети оценивались с использованием системы оценки "Игра в раннем детстве", шкалы оценки уровня владения речью в дошкольных учреждениях и анализа словарного запаса.

Результаты показали, что дети, получившие вмешательство, больше притворялись, что играли, понимали и выражали свои коммуникативные навыки, чем в группе сравнения.

Притворство и социальное развитие

Результаты исследований показали тенденцию к тому, что девочки, участвовавшие в тренинге по притворной игре, имели тенденцию быть менее разрушительными во время взаимодействия со сверстниками после тренинга, чем те, кто участвовал в реалистичной игре, в то время как мальчики в равной степени пользовались этими двумя игровыми вариантами.

Это исследование интересно тем, что оно отделило элемент притворства от общей игры и показало умеренный гендерный эффект, что предполагает дальнейшее изучение. Благодаря этой экспериментальной разработке это исследование в какой-то мере позволяет сделать вывод о том, что игра не может быть основным источником развития социальной компетентности.

Притворство и мотивация

Во время занятий дети в притворном игровом состоянии демонстрировали больше развитую речь, связанной с повышенной настойчивостью в постановке задач.

Эти результаты показывают, что использование того или иного вида деятельности в качестве притворства может повысить мотивацию детей.

**************

Итак, резюмируя:

  1. Притворство в игре - это один из способов развития у детей навыков мышления, но есть и другие способы достижения такого же результата, которые являются столь же эффективными;
  2. Притворяться в игре может быть способом развития у детей социальных навыков и осведомленности о разуме других людей ("Теория ума"). Большинство данных неоднозначны или неудовлетворительны, но в одном из последних исследований есть убедительные доказательства того, что притворная игра может оказать влияние на социальное развитие;
  3. Этот тип игры может иметь решающее значение для развития языка, повествовательных навыков и регулирования эмоций;
  4. Существуют различия в качестве обучения и применения полученных знаний, когда дети учатся без отрыва от занятий;
  5. Появились новые убедительные доказательства того, что притворные игры, и особенно фантазийно-ориентированные притворства, могут быть связаны с обучением навыкам, таким как ответственность и саморегулирование;

Вновь остается ряд нерешенных вопросов, некоторые из которых затрагивались в существующих исследованиях, и их необходимо будет рассмотреть в ходе будущих исследований.