"Народно-освободительная Армия Китая со времени восстания в Наньчане стала чем-то из ничего, стала из малой - большой, стала сильной из слабой" - так диалектически описывается процесс становления НОАК в китайской литературе.
Соответственно, у войск китайских коммунистов сначала не было ружей и не было пушек, их приходилось добывать у врага. Таким же образом на вооружении Народно-освободительной армии Китая появился и первый танк.
В ноябре 1945 г. (скоро можно будет отметить 74-летие этого события!) на окраинах Шэньяна в Северо-Восточном Китае подразделения НОАК обнаружили танкоремонтную мастерскую, оставшуюся ещё от японской армии.
После этого боец Гао Кэ с товарищами днём принялись сортировать запчасти, а по ночам - собирать из них машины. Через десять дней они смогли собрать два танка, две бронемашины, один автомобиль и два трактора.
В это время силы Гоминьдана начали наступление и коммунисты готовились оставить Шэньян. Среди подразделения Гао Кэ оказались вражеские агенты, которые уничтожили танк и автомобиль. Гао Кэ остался с одним танком в местечке Сяоцяоцзы на северо-западе Шэньяна. Он сумел к декабрю отступить в тыл в Мацзяваньцзы, где находилось командование артиллерийской школы. Начальство школы приветствовало Гао Кэ словами: "Вы привели сюда не танк, вы привели сюда наши бронетанковые войска".
Согласно "Байкэ", китайскому аналогу "Википедии", это был японский танк тип. 97 также известный как "Чи-ха". Вес такой машины - 17 тонн, экипаж 4 человека, вооружение - 47-мм пушка и 7,7 мм пулемёт.
Сам бывший японский танк получил номер 102 и стал первой машиной на вооружении НОАК, где ему довелось пройти долгий боевой путь. Танк участвовал в боях под Суйфэньхэ и Саньцзяцзяном.
Во второй половине 40-х "Чи-ха", поступивший на вооружение японской армии в 1937 г. уже нельзя было считать передовым оружием. В войсках его в шутку прозвали "танком-стариком". Но ещё в 1948 г. №102 вместе с тремя другими танками участвовал в Ляошэньской операции и прикрывал пехоту в атаках укреплений старого города ,получив в ходе этой операции пять попаданий.
Затем танк был переброшен на юг и задействован в освобождении Бэйпина - нынешнего Пекина.
После войны №102 даже получил собственное имя Гунчэнь (功臣), которое можно перевести как"отличник", или "передовик". Заслуженная машина прошла по площади Тяньаньмэнь во время парада по случаю провозглашения КНР 1 октября 1949 г.
Через десять лет, в 1959 г. снятый с вооружения Гунчэнь не отправили в переплавку, а из уважения к славному прошлому и боевым заслугам установили в пекинском Военном музее. Там он, вроде бы, находится и по сей день.
Двойников славного танка можно увидеть на курильском острове Шумшу, в японском храме Ясукуни, где хранятсяя таблички с именами погибших солдат Страны Восходящего Солнца и, например, в парке "Патриот" в Московской области.