Найти в Дзене
Жанна

15 ноября из Дневников Л. Толстого

Оглавление

1852

Ходилъ на охоту, убилъ кабана. Булька израненъ. Мнительность и досада на брата прошла.

1853

[Старогладковская.] 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. Оставилъ Акршевскому почти половину Отрочества для переписки. — Проигралъ Соковнину 42 рубля и уехалъ изъ Хасавъ-Юрта, оставшись долженъ около 10 р. — Посетители не давали мне тамъ минуты покоя, такъ что совершенно сбили съ толку. 14-ти летняя девчонка, работница хозяина, очень нравилась мне. — Почти ничего не делалъ все эти дни. Прiехавъ въ Старогладовскую, ходилъ 1 разъ на охоту, хлопоталъ безуспешно и робко о девкахъ, болталъ съ Епишкой и съ Олиферомъ, который мне крайне непрiятенъ. — Занялъ у него 25 р. сер. Нынче утромъ сделалъ такую гадость, которая заставила меня опомниться. —

Получилъ доброе письмо отъ К[нязя] Д[митрiя] Горчакова и бумагу о томъ, что документы мои задержаны въ герольдiи.

Путешествiе Араго очень не понравилось мне. Оно проникнуто французской самоуверенностью какъ въ ученомъ, такъ и въ моральномъ отношенiи. Кроме того, онъ слишкомъ много говорить о томъ, почему, зачемъ онъ пишетъ и какъ надо писать, вместо того чтобы доказывать это на самомъ деле. —

Tripes — кишки. —

«Тащить шинель за рукавъ» есть общепринятый между солдатами признакъ пьянства, часто и притворный, по склонности русскаго человека, выпивши рюмку водки, казаться пьянымъ.

Гибралтаръ былъ взятъ Англичанами у Испанцевъ въ XVI веке. — Тенерифъ — гора на острове, лежащемъ на Северо-западномъ берегу Африки. Рiо-жанейро столица Испанской независимой колонiи Бразилiи. Мысъ Доброй Надежды небольшая англiйская колонiя на самомъ берегу, заселенномъ дикими свободными народами. Столовая гора въ небольшомъ разстоянiи отъ колонiи. —

Смехъ людей, разговаривающихъ съ глазу на глазъ, имеетъ совершенно отличный, более искреннiй и привлекательный характеръ отъ смеха въ большомъ обществе. —

Во всемъ поставлять себе правилами прямыя определенiя воли есть крайность; но въ некоторыхъ случаяхъ необходимы таковыя определенiя. —

Не брать картъ въ руки, никогда не следить за игрой. —

Есть мысли, которыхъ примененiя безконечно разнообразны; поэтому чемъ общее выражены таковыя мысли, темъ более доставляютъ оне пищи уму и сердцу, темъ глубже оне могутъ быть прочувствованы. — Все молитвы, придуманныя мною, я заменяю однимъ «Отче нашъ». Все просьбы, которыя я могу делать Богу, гораздо выше и достойнее Его выражаются словами: «Да будетъ воля твоя яко-же на Небеси, тако и на Земли».

Отвлеченныя мысли суть ничто иное, какъ способность человека въ известномъ состоянiи деятельности души, не прекращая этой деятельности, остановить на ней свое вниманiе и перенести это состоянiе души въ воспоминанiя. Есть мысли, которыя, проходя въ уме, остаются незамеченными; есть другiя, которыя какъ будто оставляютъ более глубокiй следъ, такъ что невольно стараешься уловить ихъ (это те, которыя я записываю). Иногда я забываю самую мысль; но следъ, проложенный ею, остается; я чувствую, что тутъ прошла замечательная мысль. —

Стараться делать сколько возможно прiятными отношенiя, которыя люди могутъ иметь съ тобой, есть просто правило учтивости. —

Бориславъ, уездный городъ Херсонской губ[ернiи], былъ столицею Запорожцевъ. —

Я никогда не открывался въ любви, но вспоминая ту страшную гиль, которую я вралъ съ особами, мне нравившимися, съ тонкой замысловатой улыбочкой, я краснею отъ однаго воспоминанiя. Разговоры, которые читаешь въ нашихъ великосветскихъ романахъ pour tout de bon — две капли воды похожи на нихъ. Нужно убедиться въ томъ, что праздность и безпорядочная жизнь (т. е. безъ порядка) не только вредна въ житейскомъ деле, но можетъ быть причиной самыхъ ужасныхъ пороковъ и поступковъ съ моей стороны, какъ я испыталъ это нынче. Я такъ слабъ! Нужно бояться праздности и безпорядочности также, какъ я боюсь картъ.

Въ разговорахъ съ Епишкой меня поразили следующiя вещи. —

Какъ Минька — кривой — колдунъ билъ зверей потныхъ, которыхъ черти ему съ горъ пригоняли; какъ онъ, встретившись съ Чеченцами, превратилъ себя и Ивана Иваныча въ 2 лоховыхъ куста, и какъ потомъ его посадили въ переднiй уголъ, обсели кругомъ и стали увещевать, какъ Старики говорили ему: Это скверно, Минька, брось это, и т. д. —

Еще восклицанiе въ родительномъ падеже: «Какого горя!»

И еще 2 разсказа о томъ, какъ Епишка ездилъ изъ Аксая съ кунакомъ гулять на сватьбу къ Чеченцамъ, и какъ онъ трусилъ, не смотря на покровительство зятя, и какъ удивлялся ему «Хехехе, казакишь! казакишь!» И о томъ, какъ онъ убилъ ночью на охоте холопа Ильина, какъ онъ побежалъ за своими товарищами и звалъ ихъ присутствовать при томъ, какъ онъ будетъ просить у него прощенья, какъ онъ умеръ дорогой на одре (брусья арбы), на который его съ трудомъ положили, какъ потомъ онъ, перевернувъ свое ружье снастью отъ себя, подалъ его Василiй Гавриловичу и упалъ ему въ ноги, какъ потомъ прiйдя домой, онъ засталъ у жены балъ, и какъ только что онъ сказалъ про свое горе, все бабы разбежались.

Съ 7. по 15. Занятiя. Путешествiе Араго. Признакъ пьянства. Гибралтаръ. Тенерифъ. Рiо-Жанейро. Мысъ Доброй Надежды. Смехъ. Определенiя воли. Карты. Преимущество общности мыслей. Молитва. Определенiе отвлеченныхъ мыслей. Признакъ важности мысли. Правило учтивости. Бориславъ. Дичь влюбленныхъ. Праздность и безпорядочность. Минъка-колдунъ. «Какого горя!» Разсказы о поезд[к]е на сватьбу и о нечаянномъ убiйстве.

1856

Ничего не сделалъ изъ назначеннаго. Съ утра всталъ и поправилъ Разж[алованнаго], читалъ Генриха IV и злился на Соврем[енникъ]. Гимнастика, обедалъ у Боткина. Исторiя съ Современ[никомъ], я высказалъ отчасти свое мненiе. Читалъ Разж[алованнаго], приняли холодно, оттуда поехали съ Друж[ининымъ] къ Аннен[кову] и застали его играющимъ на органе, поехали къ Безобраз[ову]. Собранiе литер[аторовъ] и учен[ыхъ] противно, и безъ женщинъ не выйдетъ. Потомъ ужинали съ Анн[енковымъ] и много толковали, онъ очень уменъ и челов[екъ] хорошiй. —

1857

Утро гимнастика, плохо. Дома и вечеръ у Сушковыхъ. Невесело. Розена обругалъ. Ужасно съ Т[ютчевой?], Растоп[чиной] и Ментъ.

1889

Я. П. Таня приезжает. Хорошее письмо от Черткова о половом общении, различное отношение к нему, смотря по степени сознания. Написал письмо о Хохлове, к[оторого] видел во сне, и Черткову. Жду Таню.

1895

Я. П. Всё время был так слаб, что ничего не мог писать, кроме нескольких писем. Письмо Шкарвану. Были тут Д[унаев], Поша, Мар[ья] Ва[сильевна]. Вчера уехали, вчера же я был у Мар[ьи] Ал[ександровны]. Она больна. Нынче приехали тетя Т[аня] и Соня. Я не спал ночь и потому не работал. Но записал к Конев[ской] и кое-что в дневник. Читаю Афориз[мы] Шопенг[ауэра]. Очень хорошо. Только поставить: служение Богу вместо познания тщеты жизни, и мы согласны. Теперь 2 часа. Записанное выпи[шу] после.

1897

Плохо работал над предисловием к Карпентеру. После обеда по метели ездил в Ясенки. Свез Тане письмо. Вернулся — вот в первый раз узнал прострацию. Потом напился чая — ожил. Читал, но ничего не делал. Только написал письмо Мооду в ответ на его замечания. Думал пустое. То, что любовь хороша только тогда, когда не сознаешь её. А стоит сознать, да еще порадоваться на свою любовь, и конец ей.

1898

Я. П. Е. б. ж.

1908

Я. П.

Вчера до 12 ч. игралъ въ карты. Совестно, гадко. Но подумалъ: люди скажутъ: «хорошъ учитель, играетъ въ винтъ 3 часа сряду». И понастояще[му] подумалъ: это-то и нужн[о]. Въ этомъ-то настоящее, нужно[е] для доброй жизни смиренiе. А то Генералъ долженъ держаться, какъ Генер[алъ], посланникъ — какъ посланникъ, а учитель — какъ учитель. Неправда. Человекъ долженъ держаться какъ человекъ. А человеку свойственн[о] прежде всего смиренiе, желать быть униженнымъ. Это не значитъ, что надо играть въ карты, есл[и] можешь делать другое, нужное людямъ, но значитъ, что не надо бояться сужденiй людей, а, напротивъ, хорошо уметь переносить ихъ sans sourciller.

2) Хорошо молился нынче. Какъ хорошо: не моя воля да будетъ, но Твоя; и не то, ч[то] я хочу, а то, ч[то] Ты хочешь; и не такъ, какъ я хочу, а какъ Ты. Какъ хорошо, когда ясно, глубок[о] понимаешь. Все тутъ. И то, что все внешнее не по моей, а по Тво[ей] [воле], т. е. все хорошо, какъ должно быть, а внутреннее же мое, во мне, я хочу, чтобъ было по Его воле, т. е. было бы неперестающая любовь.

3) Опытомъ узнаю, какъ благотворн[о], радостно никого не осуждать въ словахъ, главное — въ мысляхъ.

4) Вчера разозлился на лошадь. Какъ скверно!

1909

Встал бодро. Пошел гулять, встретил Соломахина с Данилом — бывшие хлысты. Хорошо побеседовали. Мож[ет] б[ыть], им пригодится. Потом куча писем. Отвечал, как умел. Не знаю, хорошо ли, но знаю, что писал не для себя, а помня о своем долге. Это, слава Богу, становится хорошей привычкой. Потом приехал Андрей. Мне было оч[ень] тяжело. Но я не упрекаю себя, что б[ыл] холоден. Этот front d'airain удивителен. Ходил гулять. С Сашей вчера говорил хорошо. Она живет. Раза два говорил с Данилой, составил для него записку в их общину. Гулял. Проводил Данилу. Сейчас 10-й час. Как будто потерял записн[ую] книжку, а нынче как раз в нее записывал.

1) Утонченное духовное наслаждение для души, вроде гастрономических деликатес[ов] для желудка, это — доброе, ласковое, не притворное любовное отношение к человеку, оскорбившему вас, и еще утонченнее, если удастся без его ведома сделать ему добро.

Всё усиливается тоска, почти отчаяние от своей праздной жизни в безумной роскоши среди людей, напряженно трудящихся и лишенных необходимого, возможности удовлетворения первых потребностей. Мучительно жить так, а не знаю, как помочь и себе и им. В слабые минуты хочется умереть. Помоги, Отец, делать до последней минуты то, что Ты хочешь. Работа над собой в мыслях, к[отор]ой я учусь и отдаюсь всё больше и больше последнее время, много, оч[ень] много подвинула меня; но как всегда, истинное движение в добре, как всегда, только всё больше и больше открывает свое несовершенство (11 часов).