Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Береговая охрана США нагнетает напряженность в Южно-китайском море, стремясь довести до конфликта

Силы береговой обороны США все чаще развертываются для противодействия и сдерживания напористости Китая в спорном водном пути. Впервые после окончания холодной войны береговая охрана США (USCG) активно присоединяется к американскому Военно-морскому флоту с тем, чтобы сдерживать морские амбиции конкурирующей сверхдержавы в Индо-тихоокеанском регионе, расширяя охват Америкой его акваторий на спорных водных путях.

Развертывание Китаем все более мощных военно-морских сил в Южно-китайском море заставило США пересмотреть свою стратегию, «перекалибровать» силы, стремясь склонить ситуацию в спорном морском регионе к нестабильности. В последние недели USCG быстро расширила развертывание своих сил с региональными партнерами до совместных учений, направленных на сдерживание провокаций Китая в «серой зоне», использующего полувоенные суда для продвижения своих требований. «Продолжаются дискуссии, продолжаются усилия по планированию для поддержки операций Индо-тихоокеанского командования США (INDO-PACOM) в Южно-китайском море», – заявил в недавнем интервью адмирал Карл Лео Шульц, командующий USCG, – «Мы сотрудничаем в подготовке необходимых подразделений военно-морских сил с союзниками для укрепления безопасности в регионе». Глава USCG подтвердил необходимость наращивания потенциала среди индо-тихоокеанских партнеров, в том числе среди соперников Китая в Южно-китайском море. По его мнению, чувство неотложности проводимых USCG мероприятий проистекает из систематических усилий Пекина доминировать в соседних водах и запугивать конкурирующие государства-претенденты через свою все более мощную китайскую береговую охрану (CCG), флот «белого корпуса», развернутый, как считается, для чисто гражданских правоохранительных целей.

CCG может похвастаться крупнейшими в мире судами береговой охраны, в частности своим «монстром» 12 000-тонным катером 3901, который превосходит по размеру многие военные корабли соседних стран. «Наши военные корабли намного меньше, чем катера береговой охраны Китая», – сказал недавно министр иностранных дел Малайзии Сайфуддин Абдулла, подчеркнув озабоченность среди соперничающих на море стран-претендентов.

Основываясь на так называемой стратегии «Народной войны на море» (People’s War at Sea), Китай опирается не только на свой быстро модернизирующийся Военно-морской флот Народно-освободительной армии (People’s Liberation Army Navy - PLAN), но и на суда береговой охраны и рыбаков-ополченцев береговой охраны для занятия спорных земельных объектов и ресурсов в море. Не желая рисковать военной конфронтацией с более могущественным Китаем, соперничающие государства-претенденты, такие как Филиппины и Малайзия, изо всех сил пытаются ответить на агрессивные маневры китайских ополченцев и сил береговой охраны.

Действительно, CCG сыграла решающую роль в ходе продолжавшегося в течение последних месяцев противостояния между Китаем и Вьетнамом по поводу берега, где Пекин развернул свое 2200-тонное китайское судно береговой охраны 37111 и 12 000-тонное судно береговой охраны 3901, на котором размещены вертолет и большое количество войск. В разгар инцидента 20 вооруженных судов двух ближайших конкурентов в акватории Южно-китайского моря впервые за последние годы вступили в прокси-вооруженный обмен и противостояли друг другу. Аналогично, после многомесячного военно-морского противостояния между Филиппинами и Китаем на мелководье Скарборо в 2012-м году CCG развернула свои суда для обеспечения фактической оккупации Пекином спорной территории, которая находится всего в 100 морских милях от берегов Манилы.

Осознавая растущую беспомощность региональных государств по отношению к китайской армаде береговой охраны и военизированных формирований, администрация президента США Дональда Трампа внесла два ключевых изменения в свою политику в Южно-китайском море. Помимо предоставления большей политической автономии ВМС США для регулярного проведения операций по обеспечению свободы судоходства (FONOP) против экспансивных претензий Китая, Пентагон также начал рассматривать китайские военизированные и береговые охранные суда как оружие сил PLAN.

Этот сдвиг в политике был подтвержден ранее в этом году адмиралом Джоном Ричардсоном, начальником Военно-морских операций США, когда он предостерег Пекин от создания «препятствий при движении кораблей друг перед другом» и пообещал «более мускулистый» ответ на морские провокации Китая. Результатом стало применение военных правил ведения боевых действий для более агрессивного противодействия и более гибкого маневрирования, направленных против сил береговой охраны и ополчения Китая. Вашингтон также открыто предупредил, что агрессия Китая в «серой зоне», то есть операции, которые явно не являются войной, тем не менее, могут подпадать под его обязательства по договору о взаимной обороне с его союзником Филиппинами. Это заявление было сделано после потопления филиппинского судна китайской милицейской лодкой в начале этого года.

Крупным сдвигом в американской региональной политике можно назвать и то, что USCG присоединилась к политике FONOP Пентагона на фоне роста напряженности с Китаем в Тайваньском проливе в прошлом году. Кроме того, USCG также упорядочивает и расширяет развертывание экспедиционных миссий в Индо-тихоокеанском регионе, включая размещение трех катеров быстрого реагирования на Гуаме, а также наращивает совместные учения с союзниками и партнерами в западной части Тихого океана.

В октябре катера береговой охраны США адмирал Joseph Gerczak (WPC-1126) и Walnut (WLB-205) провели совместные миссии с кораблем HMNZS Otago Королевских ВМС Новой Зеландии и кораблем HMAS Choules Королевского австралийского флота и кораблями некоторых других Южно-тихоокеанскии партнеров. В том же месяце USCG присоединилась к трехсторонним военно-морским учениям США-Японии-Филиппин, получивших наименование Sama-Sama. Эти учения были направлены на содействие региональному сотрудничеству в области безопасности, поддержание и укрепление морских партнерств и повышение оперативной совместимости на море, они также были четко нацелены против Китая.

USCG помогает региональным партнерам развивать и совершенствовать свои собственные возможности береговой охраны. Это было замечено в помощи с обслуживанием списанного катера Morgenthau (WHEC-722), который был передан береговой охране Вьетнама вместе с 24 так называемыми патрульными катерами Metal Shark в рамках пакета стратегической помощи 2017-го года. Военно-морское сотрудничество США и Вьетнама расцветает с предположением о том, что обе стороны могут развить свои отношения до «стратегического партнерства» на фоне общих опасений в отношении напористости Китая в Южно-китайском море. «Перед лицом принудительного и антагонистического поведения Китая в спорных водах береговая охрана США предлагает прозрачное взаимодействие и партнерство как на профессиональном, так и на личном уровнях», – сказал американский адмирал Шульц во время своего визита в Манилу в октябре для наблюдения за учениями Sama-Sama, отвечая на вопрос о развертывании USCG в западной части Тихого океана, – «Это почти 2400 миль расстояния, так что на учениях были продемонстрированы экспедиционные возможности наших новых катеров быстрого реагирования». Отвечая на вопрос об угрозах, связанных с милитаризацией Китаем морских споров, адмирал сказал: – «Мы видим искусственные острова там, где раньше не было островов, мы видим взлетно-посадочные полосы на этих островах, мы видим противокорабельные крылатые ракеты и другие военные возможности, что не соответствует мирной риторике Китая».

Richard Javad Heydarian, Манила