В начале нулевых годов, когда светлое будущее только угадывалось за очередным поворотом, на экраны с перерывом в год вышли два фильма с совсем еще юной Оксаной Акиньшиной в главной роли. "Сестры" С. Бодрова-младшего (2001 г.) и "Лиля навсегда" шведского режиссера Л. Мудиссона (2002 г.). Оба фильма выдержаны в характерной мрачной тональности, подчеркивающей безвременье отходящих 90-х. Но какой из них лучше передает дух этой эпохи?
Наверно, неслучайно, главные герои обоих фильмов - дети. Самые слабые и уязвимые в социальном плане жители огромной, холодной и страны. Те, которых эпоха всеобщего произвольного выживания давила в первую очередь В обоих фильмах Акиньшина, девочка с не по-детски серьезным лицом, пытается противостоять жестокости окружающего мира. В обоих фильмах криминал, отсутствие какого-либо закона и звери в человеческом обличье.
И все же фильмы разные. В "Сестрах" Бодров-младший дает этому прогнившему миру шанс на выживание за счет нескольких неравнодушных людей. И не просто неравнодушных - наделенных порядочностью, несовместимой с правилами выживания в том мире. Да, это милиционер, спасающий девочек от бандитов и жертвующий ради них жизнью (Д.Орлов).
И трагикомичный алкаш Сифуллин (бесподобный А. Баширов) - что помешало ему сбежать при виде парома с бандитами? Страх перед "товарищем начальником", регулярно грозящимся его посадить, или все жалость к испуганным девчонкам?
И хотя героиню Акиньшиной в итоге предает собственная мать, но фильм оставляет некую надежду на грядущее очеловечивание страны, которая "не стоит без праведника".
А вот "Лиля навсегда" не оставляет ничего, кроме беспросветного мрака. Здесь мать в самом оставляет девочку одну и уезжает с любовником в США. Эта сцена, где Лиля бежит за машиной, кричит "Мама!" и падает в осеннюю грязь наполнена такой режущей болью, что не у каждого зрителя хватит силы досмотреть.
А дальнейший сюжет будто летит с горы. Лилю выселяет из квартиры родная тетка-опекун, девочка оказывается в грязной халупе, бросает школу и оказывается на дне. И каждый раз возникает один вопрос: а где в это время были взрослые? Ну да, опека вызывает Лилю, чтобы сообщить ей, что мать отказалась от своих родительских прав на нее. На этом какая бы то ни было помощь девочке заканчивается. Мир вокруг как будто пустеет. Режиссер разворачивает картину немыслимого равнодушия со стороны взрослого мира - ни школа, ни соцслужбы не принимают в дальнейшей судьбе Лили никакого участия. Оголтелое выживание 90-х лишило людей остатков добродушия и братской заботы. Единственный. кто оказывается рядом - мальчик Володя, сын алкаша. Такой же не нужный и забитый. Он с Лилей до конца, сначала в жизни, потом в ее снах в образе ангела.
"Так не бывает, скажете вы, - кто-то да включился бы". Может быть. Но мало ли было в 90-е беспризорных детей? По подвалам, чердакам, канавам, с пакетом клея или чего другого? Да, возможно, картина гиперреалистичная, но бьющая точно в цель. Реальному миру картины "Лиля навсегда" не выжить - наверно, сцена на крыше, где счастливые ангелы Володя и Лиля играют в баскетбол, только подчеркивает это. Потому и счастливы, что оставили это убогое и страшное место и улетели в сказку.
Какой фильм более правдив? Судить вам.
Подписывайтесь на мой канал! Буду рада всем!
"Звезда по имени Солнце": забытый клип на культовую песню
Юродивая Зинка - самая яркая героиня "Интердевочки"
"Гардемарины, вперед!", или что исчезло из русского кино безвозвратно