38,5K подписчиков

На заре фантастического кино: черно-белые и немые

828 прочитали

Мы все любим фантастические фильмы с яркими спец-эффектами: чтобы громадные корабли бороздили просторы космоса, чтобы мощные роботы вступали в схватки, чтобы необычные и правдоподобные инопланетяне, чтобы взрывалось, гремело, сверкало.

Но мы при этом любим и сюжет. Для нас ценна идея. Характеры, неожиданные повороты, парадоксальные образы. Какая без этого фантастика. Именно поэтому рано или поздно мы приходим к мысли - а что там было интересного до появления компьютерной графики и пятиканального звука? И отправляемся в архивные подборки фильмов, чтобы найти там сокровища. И они там есть.

Конечно, для просмотра таких фильмов - черно-белых, с интертитрами - нужно уметь отрешиться от деталей: нелепые подчас технические детали, излишне выразительная игра актеров, иногда напоминающая кривлянье и плохо сохранившаяся пленка, все это не помогает просмотру. И вместе с тем, есть в этих фильмах свое обаяние, теплота, искренность.

Ну а самое главное - многие из тех, самых первых фильмов, открыли целые направления и заложили традиции, которые поддерживаются до сих пор. Несколько фильмов эпохи черно-белой немой фантастики мы сегодня вам посоветуем. Если вы их не посмотрели, то - какой же вы знаток?

"Путешествие на Луну" (Le Voyage dans la Lune), Жорж Мельес, 1902 г.

Собственно, первый фантастический фильм в истории кинематографа. Его надо посмотреть, просто чтобы понять - как все начиналось сто с небольшим лет назад. Его длительность всего 14 минут, так что сильно заскучать не успеете. В этот хронометраж великий Жорж Мельес уместил экранизацию сразу двух произведений - "Из пушки на Луну" Жюля Верна и "Первые люди на Луне" Герберта Уэллса, объединив два сходных произведения в один сценарий. Кстати, Мельес был первым человеком, который вообще начал использовать сценарии - до него весь кинематограф был документальным: авторы просто снимали то, что видели вокруг. Ну, а если уж мы об этом упомянули, то скажем, что Мельес был и изобретателем первых спецэффектов, часть из которых вы увидите и в этом фильме. Говорить о каких-то особенных художественных достоинствах ленты не приходится, хотя о творчестве Мельеса написаны огромные монографии. Просто посмотрите ленту - это несколько минут незатейливой истории. Кстати, это не единственная экранизации фантастики у Мельеса - через несколько лет он снимет "20 000 лье под водой", после чего этот роман экранизируют бесчисленное количество раз.

"Кабинет доктора Калигари" (Das Cabinet des Dr. Caligari), Роберт Вине, 1920 г.

Очень хотелось упомянуть этот фильм. Но, собственно, серьезные исследователи не считают его фантастическим. А мы будем считать, потому что в нем отчетливо звучит тема контроля над сознанием. Если уж "Клетка" и "Начало" проходят по разряду фантастики, то почему-бы не считать фантастикой и "Кабинет доктора Калигари"? Хотя, конечно, этот фильм считают прародителем психологического триллера и вообще, кинематографа о душевных болезнях. Без доктора Калигари не было бы доктора Лектера и событий фильма "Остров проклятых", как впрочем и множества других фильмов. Пересказывать сюжет фильма бессмысленно, его надо смотреть. Упомянем все-таки, что речь в этой истории идет о череде убийств людей, совершенных, как предполагается, человеком, находящимся в состоянии гипноза - "сомнамбулой", как тогда говорили. Но отнюдь не распутывание этого преступления составляет главный интерес в ленте, а игра с реальностями, попытка ответить на вопрос: так что же перед нами - бред или правда?

Фильм пережил два экспериментальных ремейка, его эстетика использовалась во множестве фильмов, имя Калигари стало нарицательным в западной культуре. А вот Эйзенштейн эту ленту не любил. Что не помешало ей стать весьма и весьма коммерчески успешной.

Ленту обязательно надо посмотреть хотя бы затем, чтобы уметь считывать многочисленные аллюзии к ней в современных фильмах и понимать - откуда "растут ноги" у многих сюжетных ходов современных триллеров. И у многих фильмов, снятых в нашем любимом жанре научной фантастики.

"Носферату, симфония ужаса" (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens), Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922 г.

А тут мы даже оправдываться не будем: конечно же эта история про вампиров никакая не фантастика. Но зато вампиры в наши дни считаются родными персонажами для фэнтези и это извиняет нас. Изначально это должна была быть экранизация "Дракулы" Брема Стокера. Но студия не смогла купить права на экранизацию книги и Мурнау изменил имена героев и чуть-чуть подрихтовал сюжет - ровно настолько, чтобы нельзя было вчинить судебный иск. Так что если мы скажем, что это фильм по мотивам "Дракулы", то это будет правда. Единственное, что добавил Мурнау к мифу о вампирах - это светобоязнь, до него этого свойства вампирам не приписывали. Надо ли рассказывать - о чем кино? Вряд ли: эту историю экранизировали столько раз и столько раз переделывали для экранизаций, что подозрение в том, что вы не в курсе перипетий этого бродячего сюжета было бы оскорбительным для нашего читателя!

Кстати, эта схожесть с романом Стокера сыграла свою роль в судьбе ленты: вдова писателя добилась уничтожения всех копий ленты. Если бы картина уже не была бы продана в другие страны, мы бы потеряли ее безвозвратно. Фильм входит в многочисленные списки "Лучшее кино", в частности он присутствует в списке 250 лучших фильмов IMDB. Для нас же важно, что это первый фильм в своем жанре, породивший множество подражаний - от фильмов с Беллой Лугоши до "Сумерек" (простите, что упомянули).

"Аэлита", Яков Протазанов, 1924

Первая лента отечественной кинофантастики. Яков Протазанов, вернувшийся на родину после эмиграции, решает громко вернуться в кино и решает экранизировать популярный в те годы роман Алексея Толстого "Аэлита". Для марсианских сцен приглашаются художники гремевшего тогда театра Мейерхольда, благодаря чему конструктивисты ворвались в кинематограф и мы получили возможность посмотреть, как они представляли себе быт, выстроенный по конструктивистским канонам. Кроме того, Протазанов приглашает исполнять одну из ролей молодого актера-комика Игоря Ильинского.

Сценарий фильма повторяет сюжет романа лишь в основных событиях, да и то не точно: сигнал с Марса окажется всего лишь частью рекламной компании, никакого полета не было, он лишь привиделся герою, зато добавляется много персонажей и сюжетных линий, позаимствованных из московской жизни периода НЭПа. Фильм прошел в прокате с большим успехом, хотя критика встретила его недоброжелательно: ленту обвиняли в недостаточной идейности, в каких-то упаднических настроениях и т.д. Тем не менее, лента прекрасна, и если не ждать повторения литературной основы, то это, конечно же, один из шедевров отечественного кинематографа немой эпохи.

"Метрополис" (Metropolis), Фриц Ланг, 1927 г.

Титанический фильм Фрица Ланга, продолжающий влиять на кинематограф до сих пор - гигантский город, нарисованный режиссером, разделенный на две части - сад удовольствий, сияющий огнями, наверху и подземный город рабочих, где люди распяты на машинах, принесены машинам в жертву, живут, обслуживая машины - внизу. Где-то там в катакомбах девушка Мария проповедует, что между элитой и рабочими должен появится посредник, который примирит стороны назревающего конфликта. Хозяин этого города намерен подменить Марию человекоподобным роботом не отличимым от человека. У изобретателя робота свои планы - он намерен отомстить за потерянную любимую. И все это с большими вставками, отсылающие нас к истории Вавилонской башни и к Апокалипсису. И все это снято очень талантливыми людьми, очень оригинально выстраивающими картинку. Фильм повлиял на множество знакомых нам произведений: "Блейдраннер" и "Пятый элемент", творчество Филиппа Дика, особенно его идея подмены живого человека роботом (вспоминаем "Вторую модель" и "Куклу по имени Жизнь"), ну а уж безумных профессоров, словно срисованных с Ротванга из "Метрополиса" в мировом кинематографе можно, наверное, роту собрать.

Судьба фильма сложилась трудно, как у многих шедевров того времени: самый дорогой фильм немецкого немого кинематографа (в некоторых массовых сценах использовалось по три тысячи актеров), долгий и сложный, он не стал коммерчески успешным. Не сохранилось ни одной целой его копии и про него почти забыли. Но через десятилетия оказалось, что он множество режиссеров называют его как один из наиболее повлиявших на их творчество. Да и весь ход развития кинематографа показывает, что немецкий экспрессионизм является весьма значимым этапом становления киноязыка, а "Метрополис" - одна из наиболее значимых работ экспрессионизма. Так что пришлось искать копии ленты. Фонд имени Фридриха Мурнау (того, который "Носферату") собирал фильм по кусочкам, но целый час действия был утерян, да и как монтировать найденные кусочки не было вполне ясно, по этому поводу шли споры до тех пор, пока в 2008 году в Буэнос Айресе не была найдена 16-мм копия фильм. Премьера восстановленной версии прошла одновременно в Берлине и Франкфурте, музыкальную дорожку фильма исполнял вживую симфонический концерт, а трансляцию мероприятия можно было посмотреть в интернете.

Кстати, существует несколько альтернативных озвучек фильм, в том числе всякие электро-индастриал эксперименты.

Женщина на Луне (Frau im Mond), Фриц Ланг, 1929 г.

Вторая лента Фрица Ланга. Не настолько известная, как "Метрополис", но не менее инетесная. Лента четко бьется на три части: подготовка к полеты на Земле, где раскрывается сущность капитализма и выстраиваются отношения героев друг с другом, вторая часть - полет с его страхами и наконец, драматичные события на Луне. Примечательно, что лента не страдает излишней научностью - у Фрица Ланга Луна снабжена атмосферой и по ней можно гулять в обычной одежде, буквально в домашней. Это, конечно, довольно досадно, тем более, что фильм консультировал Герман Оберт, немецкий теоретик космонавтики, состоявший в переписке с Циолковским. Более того, "Женщина на Луне" снята под влиянием книги Германа Оберта и Ланг придумал, что Оберт должен для рекламы фильма изготовить ракету, которая взлетит невысоко - километра на два! И, собственно, первые ракетные эксперименты в Германии начались именно в качестве рекламной компании к фильму "Женщина на Луне". Фильм прошел с умеренным успехом, а работы над ракетой продолжились. Кстати, интересная деталь - Вернер фон Браун, в те годы еще юноша, работал на съемочной площадке этого фильма в качестве какого-то младшего помощника. И да, обратный отсчет придумали для этой ленты, чтобы гуще нагнетать драматизм перед стартом ракеты. При всех своих недостатках, "Женщина на Луне" - киношедевр!

Да, и нельзя не упомянуть: для строительства рекламной ракеты было создано общество по разработке этого проекта, которое продолжило работу и после выхода фильма на экраны. Это общество объединило несколько сотен человек, вносивших свой вклад или деньгами или работой. В результате удалось создать первый жидкостный реактивный двигатель, прошедший около 200 огневых испытаний. Общество работало в Германии до прихода к власти Гитлера, после чего было перенесено в Польщу, где и прекратило свое существование.

"Космический рейс", Василий Журавлев, 1935 г.

Если "Аэлита" известна больше за границей, то "Космический рейс" поминают в основном наши соотечественники, главным образом потому, что ленту консультировал Циолковский. А между тем она заслуживает внимания сама по себе: невероятно оптимистичный, он заложил целую традицию - именно благодаря ему в нашем кинематографе из фильма в фильм будут скакать космические "зайцы", норовящие пробраться на корабль тайком. Сюжет ленты не отличается какими-то сложностями, собственно, он рассказывает об экспедиции на Луну и о возвращении экспедиции, которая без трудностей, конечно, не обошлась.

В 1953 года фильм фактически обрел вторую жизнь - его кадры были перенесены в мультипликационную ленту "Полет на Луну", которая использовала и сюжетную основу ленты.

Кстати, во Вконтакте мы проводим стримы с просмотром фильмов, недавно, например, смотрели "Метрополис" и "Женщину на Луне" а вскоре будем смотреть "Аэлиту" и другие основательно забытые фантастические киноленты. Ну а чтобы не пропускать наши публикации - можете подписываться на наш канал здесь, в Дзене.