Найти тему
Cinemacountry

"Сторож". Много шума, мало толку

Кадр из фильма "Сторож"
Кадр из фильма "Сторож"

Имя Юрия Быкова плотно ассоциируется с жанром социальная драма. Зритель привык (и очень ценит), что в своих работах режиссер указывает пальцем на дыры социального механизма страны, обличая чиновников-хапуг, оборотней в погонах и безынициативных рабов системы угнетённых своим положением. И вдруг Быков снимает психологический остросюжетный триллер без «быковской» же формы социального протеста в подложке (хотя знакомый привкус вы, конечно, почувствуете). Интересно?

Кадр из фильма "Сторож"
Кадр из фильма "Сторож"

Средь леса и снегов запрятался опустевший на зимний период санаторий. Единственный его обитатель — грустного вида сторож. Быт его похож на утомительный цикл с тремя действиями на репите. Может показаться, что героя Юрия Быкова такой сценарий вполне устраивает, но это не так. Бывший хирург, ныне замкнутый отшельник, пожираемый одиночеством, он живет свою монотонную жизнь, балансируя на натянутой, как струна, веревке, пока однажды не решит обмотать ее вокруг шеи. От смертного греха смотрителя территории спасет пьяная женщина еще более грустного вида. А следом явится ее муж подобной же наружности. Странные визитеры явно что-то скрывают, но у отзывчивого сторожа, что без лишних вопросов дал парочке приют и обед, тоже есть секрет.

Кадр из фильма "Сторож"
Кадр из фильма "Сторож"

Анонсированный еще летом 17-го года «Сторож» вызвал жгучий интерес публики. И если с поклонниками творчества режиссера все ясно, то скептически настроенная часть аудитории оживилась в связи с заявленной концепцией: уставший вдохновляться злостью Быков обещал картину, отличающуюся от предыдущих своих работ. Увидеть, как режиссер «от народа», доселе ставивший социальную подоплеку во главу угла, выходит за границы авторского образа, — крайне любопытно. Неужели Быков совсем откажется от амплуа режиссера-правдоруба, сыскавшего неподдельную зрительскую любовь? Неужели отринет художественность, заключающуюся в сценах пересоленного произвола?

Кадр из фильма "Сторож"
Кадр из фильма "Сторож"

В итоге далеко от калитки режиссер уходить все-таки не решился: да, он отступил от социальной траектории, но не изменил подаче. И то, что в предыдущих его работах можно считать как подсвечивание проблемы, в «Стороже» превращается в сюжетные прорехи.

История, легшая в каркас, не отличается новизной: все это было, как, собственно, и личные драмы персонажей, не вызывающие должного сочувствия — кажется, что герои сами не верят в свои страдания, так с чего должен верить зритель?

Кадр из фильма "Сторож"
Кадр из фильма "Сторож"

Однако несколько моментов оказались интересными:

  • идея взаимовыручки покалеченных душ (подобное было у Иньяритту в «21 грамме»),
  • метафора потерянной веры — красиво,
  • блистательная операторская работа! У Владимира Ушакова наметанный глаз, крепкая рука и отменный вкус — очень атмосферный вышел кадр, нуарный.
Кадр из фильма "Сторож"
Кадр из фильма "Сторож"

Представляя фильм, Быков говорил о трудности проката авторского кино. В его словах есть резон, безусловно. Нередко зритель предпочитает зрелищность идее. Но в случае со «Сторожем» Юрий немного лукавит: фильм хоть и авторский, но очень массовый. Это психологическая драма с элементами триллера, примесью криминала и вкраплениями боевика, без лишних пауз, с легко считываемыми тропами — все то, что зритель любит смотреть в кино.

Помните, что любое мнение — только мнение, а самое верное — своё :)

Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь)

Еще больше о киноCinemacountry и Instagram!