В крушении Советского Союза виноват Горбачёв, сейчас это понятно любому здравомыслящему коммунисту и либералу. Несмотря на некоторое расхождение в эмоциональной оценке произошедшего события (что для коммуниста "вина", то для либерала "заслуга"), авторские права Михаила Сергеевича на идею большого краха, очевидны обеим взаимоненавистным группам российских политобывателей. Причём вопиющая нелогичность того факта, что малограмотный ставропольский дурачок смог за пару лет бесповоротно развалить контролирующую половину мира сверхдержаву, их совершенно не смущает.
Я же, при всём уважении к деструктивным способностям последнего советского генсека, возьму на себя смелость поставить под сомнение значение его личности в Истории.
Начало конца СССР случилось задолго до воцарения на партийном престоле мужа Раисы Максимовны, с красивым родимым пятном на несильно умной голове. На самом деле, поворот "не туда" Советский Союз совершил не в конце 80-х, а на рубеже 60-х годов, под руководством незабвенного Никиты Сергеевича.
К концу 50-х советская экономика разрослась настолько, что плановая система управления, довольно эффективная во времена первых пятилеток, начала элементарно не справляться с возросшим на порядок объёмом поступавшей информации. Органы государственного планирования были уже не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие десятков тысяч предприятий, более чем в трёхстах отраслях народного хозяйства. Система объективно требовала глубокой модернизации, что и привело к проведению серии реформ, получивших в последствии, название "Косыгинских".
Основная их суть заключалась во внедрении в социалистическую систему экономики базовых капиталистических принципов, - прибыли и рентабельности. Таким образом, по мнению авторов реформы (Алексея Косыгина и Евсея Либермана), должна была снизиться нагрузка на органы государственного планирования, в следствие обретения предприятиями частичной самостоятельности при принятии производственных решений. Другими словами, отдать часть функций Госплана на откуп саморегуляции свободного рынка. Фактическая реализация положений реформы началась после отстранения Хрущёва, и приходом к власти нового партийного руководства под предводительством дорого Леонида Ильича.
Сейчас уже трудно сказать, почему политическим руководством СССР был выбран Косыгинский вариант реформирования экономики, но одно, можно сказать с уверенностью,- именно с этого момента началось медленное гниение советской системы, закончившееся её полным разложением. Попытка скрестить две антагонистические системы положила начало нарастанию имущественных, и как следствие идеологических противоречий, в советском обществе. Косыгинские "прибыль" и "рентабельность", ввели в систему советского производства денежные расчёты, тем самым переведя его на капиталистические рельсы. Фактически, в СССР началась реставрация капитализма, продлившаяся чуть больше двадцати лет, и окончательно победившая к началу девяностых.
Подписывайтесь на мой канал, там много интересного:
- СССР фактически был капиталистическим государством.