Яйцо Ангела. Аниме, смысл которого ищут до сих пор.

6,1K прочитали

Итак, перед нами первая самостоятельная режиссерская работа Осии Мамору - полнометражка Яйцо Ангела/Tenshi no Tamago, снятая в 85 году. Знаменита она, м-м-м... Своей артхаусностью и непонятностью. Ну, среди тех, кто ее посмотрел - потому что многие просто обошли стороной. А те, кто все-таки решились, разделились на два лагеря: тех, кто считает полнометражку невнятной фигней, и тех, кто ищет в ней смыслы. Вторые, в свою очередь, поделились на поддерживающих разные толкования... В общем, комментарии читать - одно удовольствие. Но у нас тут речь не о них, конечно, а о полнометражке, поэтому давайте разбираться - шедевр или нет?

Рисовка:

Она просто прекрасна. Без шуток, 10/10. Спасибо Осии за то, что он пригласил Амано Ёситаку, который сделал дизайн персонажей (обожаю его работы, не нравятся только дизайны вокалоидов от него, они meh). И нашел художников, которые отрисовали фоны. И аниматоров хороших нанял. Они все боженьки и богинюшки.

Да что там, я сейчас все покажу (сделала больше ста скриншотов и ни о чем не жалею :)).

Сюжет и персонажи (надо ли предупреждать, что спойлерну все?):

А вот тут-то и есть вся загвоздка: сюжет простой, включающий всего двух персонажей (хотя вообще-то это только видимость персонажей, но на первый взгляд так), а только он поражает воображение многих людей до сих пор. Если описать только то, что происходит, получается как-то вот так: маленькая девочка, носящая повсюду яйцо, встречает парня с оружием в виде креста, они путешествуют вместе, видят всякие странности типа каменных рыбаков, бегающих за тенями рыб, иногда говорят об околобиблейских историях про Потоп и птицу, а потом он разбивает яйцо и уходит, она бежит за ним, падает в воду, превращается во взрослую женщину и выдыхает много таких же яиц - а после отдаления камеры на берегу зритель видит, что все действие происходило на огромном ковчеге, плавающем в темноте.

Ничего не понятно. Ага. Но я ведь говорила про теории, которые выдвигают в комментариях люди! Ну, вот некоторые: это все завуалированная история про потерю девственности (парень "разбивает яйцо" и уходит, а девочка становится женщиной); история про веру (истинную - чудеса и все такое и церковную - устраивающую войны и разрушающую суть веры); христианская история (парень - Иисус, на что намекают крест и раны на руках, девочка - дева Мария, яйцо - чудо спасения для всего человечества); история про человечество в целом и обретение надежды (яйца - надежда человечества, люди - статуи, парень - последний живой человек); история про борьбу с ложными надеждами (все то же самое, что и в предыдущей, но только яйцо пустое - в оставшейся скорлупе ничего не оказывается, а появившиеся из дыхания девочки всплывают на поверхность, точно в них и нет ничего, а по всему городу расположены огромные яйца, в которых видно живые зародыши); история про потерянность человечества (птица и ее яйцо - символ всего хорошего, но люди на них не обращают внимания и предпочитают остаться на ковчеге во тьме; даже девочка носит с собой ложное яйцо, не обращая внимания на настоящие, которые стоят на возвышениях, видимые всем)... И это даже не все, но суть, думаю, вы уловили (удивлена, что никто не выдвинул версию с противопоставлением рыб и птиц как предмета поклонения - вроде как птица символ свободы, неба, рая, а рыба, в свою очередь, просто то, что находится рядом, потому что все происходит на ковчеге; лучше синица в руках, чем журавль в небе, как говорится, но только с рыбой и птицей соответственно - люди предпочли доступное и понятное, отвергнув то, во что нужно действительно поверить и ради чего надо прикладывать усилия). Каждый из моментов можно трактовать с помощью любой из них, и это вполне себе получается.

Возьмем, например, момент с каменными рыбаками - там в дождь на стенах появляются тени рыб, за которыми статуи с гарпунами азартно охотятся, а девочка, прячась от них за парнем, печально изрекает: "Где бы ни были, они всегда преследуют рыб, хотя никакой рыбы здесь нет":

  • люди гонятся за мимолетным удовольствием, которого и нет (ну, для истории про потерю невинности этот эпизод служит примером "жестокого взрослого мира");
  • люди гонятся за призраками старой и оттого правильной веры, не замечая настоящего чуда (рыба - символ христианства, ну вы поняли)
  • люди гонятся за ценностями, которых давно уже нет, не видя настоящих (объяснения тут не нужны);
  • люди бегут за ненужными призраками, забыв о надежде (и опять все ясно);
  • люди гонятся за понятным и близким им - рыбами, отвергая высокую идею птицы и ее назначения, но даже и рыб они на самом деле не видели - только тени их, проплывающих в прошлом (история о всем мышлении человечества в целом).

Ну и так далее и тому подобное. Любого персонажа тоже можно вписать в эти объяснения: парень - растлитель-Иисус-людская церковь (камень в кресте - символ богатства из веры, опять же, и яйцо разбил)-воплощение человечества в целом (разбил яйцо и уничтожил надежду)-образ спасителя в целом-образ носителя истины (в случае с противопоставлением рыба-птица)... Ну вы поняли.

Короче, интерпретаций много, а о чем это нам говорит? Правильно, о том, что перед нами классическая лакмусовая бумажка, которые так любили делать ранние постмодернисты. Ну, то есть, такое произведение, в котором без читателя-соавтора не обойтись: создатель просто очерчивает контуры, а читатель их наполняет свои содержанием, опираясь на культурный контекст и предпочтения. Проще говоря, произведение берет и отражает человека словно зеркало - кто увидел там христианские сюжеты, тот тяготеет к ним и к простым объяснениям (очень уж очевидно Осии в них тыкает), а кто подумал по Фрейду... Ну, сами понимаете.

Очень понравился комментарий на world-art, который это отметил. Вот только дальше там не пошли - а зря, я считаю, очень зря. Потому что тестом Роршаха (а именно так там называется полнометражка) никогда не является сам тест в вакууме - всегда есть цель. И тут она тоже есть.

Вот почему он вдруг взял и вложил столько христианских мотивов и сюжетов (они там не единственные, конечно, но самые очевидные)? А потому, что они понятные всем! То есть, настолько распространены, что человек из любой страны уловит архетипические образы. Что приводит меня к выводу: цель Яйца Ангела - показать человеческую культуру в целом. Точнее - показать, что ничего не меняется ни в нашей культуре, ни в жизни. Один этот городок и все его малочисленные персонажи - вот и вся наша культура. Любой образ можно приложить и к нашему времени, и к тому же Средневековью - и он сработает! Спаситель, разрушитель, мать, дитя, рождение, птица, перо, etc... Всего несколько простых образов вмещают целые тысячелетия развития, причем разных культур из разных стран! Так-то вот.

В общем, замысел был простой, да и неоригинальный, к тому же, но для первой самостоятельной работы самое то - и режиссура Осии просто великолепно выразила эту идею. Однозначно успех.

Музыка:

Тоже очень и очень крутая. Нагнетает атмосферу, поддерживает тон повествования - а еще вполне можно слушать отдельно, если любите всякую тревожную музыку послушать на фоне (я так и делаю иногда).

Выводы:

И тут тоже хотелось бы выставить 10/10, но... 9,5/10. Полбалла снимаю за мелкие недочеты в анимации и в общем во всей полнометражке - они едва заметные, но есть, как бы я не восхищалась ею. А так вау, рекомендую - даже если вам не нравится искать смыслы, можно посмотреть просто чтобы насладиться детальной рисовкой, интересными кадрами, хорошей музыкой и атмосферой. Маст си!