3,5K подписчиков

Промышленная революция средневековья: с чего все начиналось

1,9K прочитали

История Венеции как великой морской державы начиналась с верфи, с которой могло сходить по два новых судна в день, благодаря массовому производству, превосходной организации труда и квалифицированным рабочим рукам, Венеция из незначительного города в далеком углу Италии стала крупнейшей морской державой, способной конкурировать к величайшими империями средневековья.

Венеция в конце XIV века
Венеция в конце XIV века

Морская тема никак не отпускает меня, поэтому я решил написать о самом уникальном прецеденте промышленного производства в феодальном мире.

В 1202 году, в начале Четвертого Крестового Похода, небольшой город-государство Венеция заключил контракт с итальянским графом Бонифацием Монферратским на перевозку 4500 рыцарей, их лошадей, 9 000 оруженосцев и 20 000 пеших солдат на Святую Землю на нескольких сотнях кораблей, а также обеспечение их продовольствием в течение одного года, для чего было зафрахтовано еще 50 галер. Корабли были готовы, и 30 000 моряков, что составляло половину взрослого мужского населения Венеции, были наняты на эти корабли и отправились в плавание на Восток.

Чтобы помочь небольшим частным верфям справится с заказом, город вложил средства в небольшое предприятие, занявшее площадь в 8 акров на осушенном болоте к востоку от города. Эта новая верфь получила название Арсенал, что происходит от арабского слова, означающего "дом производства" (dār as ṣinā'a), и ей суждено было стать самым известным и удивительным технологическим решением высокого средневековья и раннего нового времени. Даже великий Данте не оставил Арсенал без внимания, включив описание работы его цехов в свое описание Ада:

И как в венецианском арсенале
Кипит зимой тягучая смола,
Чтоб мазать струги, те, что обветшали,

И все справляют зимние дела:
Тот ладит вёсла, этот забивает
Щель в кузове, которая текла;

Кто чинит нос, а кто корму клепает;
Кто трудится, чтоб сделать новый струг;
Кто снасти вьёт, кто паруса латает…
(Данте Алигьери. Божественная Комедия, Ад, песнь 21)

Венеция в XV веке
Венеция в XV веке

К 1500 году Арсенал стал центром венецианского государства и крупнейшим промышленным комплексом в мире. В нем использовались методы производства, намного предшествовавшие Генри Форду, включая сборочные линии и использование стандартизованных деталей, вертикальную интеграцию, поставку точно-в-срок, тайм-менеджмент, контроль качества и квалифицированную рабочую силу - все то, что является ключевыми факторами в настройке производства и по сей день.

Благодаря этим нововведениям, а также передовым навыкам кораблестроения и уникальному для эпохи феодализма сплочению граждан, Венецианский Арсенал спускал на воду великолепные военные суда со скоростью, недоступной на тот момент ни одному государству в мире. Арсенал позволил крошечной Венеции контролировать все Средиземноморье и стать на какое-то время самым богатым городом-государством на земле.

Сама возможность появления такого уникального исторического прецедента, как венецианский Арсенал, кроется в не менее уникальном положении города. Расположеная на десятках небольших островов, Венеция полностью зависела от рыбной ловли и возможности торговать через море. Все, что требовалось городу, приходило на кораблях, и все его население участвовало в морской жизни - от богатого благородного купца до самого скромного ремесленника.

Коммерческое соперничество и регулярные морские войны способствовали бурному развитию Арсенала. В течение столетия после Четвертого Крестового Похода, размеры Арсенала увеличились в четыре раза. В 1303 и 1325 годах были построены новые бассейны, доки и каналы в прилегающих болотах, что превратило Арсенал из судоремонтного и складского центра в центр судостроения и производства вооружений. Город-государство принял закон, по которому все военные галеры, а также галеры для самой важной из отраслей морской торговли — торговли пряностями, должны были строиться на верфях Арсенала.

А о том, как и почему все это работало, мы поговорим в следующий раз... =)

Вид на ворота Арсенала
Вид на ворота Арсенала

Душеспасительная литература:

Crowley R. 'ARSENAL OF VENICE: WORLD’S FIRST WEAPONS FACTORY'. Military History, 2011
Davis R.C. 'Shipbuilders of the Venetian Arsenal'. JHU Press, 2009
Guilmartin J.F. Jr., Guilmartin J.F. 'Galleons and Galleys'. Cassell, 2002
Gies F., Gies J. 'Cathedral, Forge, and Waterwheel: Technology and Invention in the Middle Ages'. Harper Collins, 2010
Lane F.C.
'Venetian Ships and Shipbuilders of the Renaissance'. Pickle Partners Publishing, 2018
Roser, C. 'Faster, Better, Cheaper'
in the History of Manufacturing: From the Stone Age to Lean Manufacturing and Beyond'. Productivity Press, 2016.
Stanton C.D. 'Medieval Maritime Warfare'. Pen and Sword, 2015

Впервые этот опубликован мной на сайте lssrussia.ru

Благодарю за внимание!