Найти тему
В небе и космосе

Китайские самолеты: скоро ли мы на них будем летать?

изображение с сайта vladimirkrym.livejrournal.com
изображение с сайта vladimirkrym.livejrournal.com

Почему же Россия дошла до такого: раньше Китай у нас покупал самолеты (и делал советские самолеты по лицензии), а вот теперь мы покупаем самолеты у Китая... Речь конечно не идет о каких-то современных лайнерах. Одна из российских компаний, с Урала (имя компании пока не разглашается), решила приобрести 10 лицензионных копий АН-2 в Китае, а именно Y-5B (или, возможно, ремоторизированный Y-5BG, если китайцы к моменту заключения контракта успеют начать его производство). Можно сказать, что Y-5B на 100% китайский: моло того что все комплектующие китайские, так и двигатель не АШ-62ИР, а HS-5, который также производится в Китае. Так почему же так получилось? Скорее всего, у неизвестной компании имеется парк АН-2, но свой ресурс они уже выработали. А ведь труженик АН-2 незаменим в малой авиации: он и пассажирский, он и транспортный, он применяется и в сельхозавиации, но заменить его в России пока нечем. Строительство АН-2 в РФ прекратили в 1992 году, в Польше в 2002 году, а вот Китай его пока еще выпускает. Пусть и небольшими партиями (10 — 20 Y-5B), но выпускает. В 2018 году на выставке China Airshow 2018 китайская фирма AVIC показала в Чжухае ремоторизированную версию — Y-5BG (аналог российского ТВС-2МС). Как и российский ТВС-2МС, он оснащается американским двигателем Honeywell TPE331-12UAN мощностью 1100 л.с. и авионикой Garmin G600TXI. И вот тут начинается самое интересное: наш ТВС-2МС разрабатывается с 2012 года, есть опытный образец. Но что-то не заладилось с выпуском: вдруг начался тендер на разработку замены АН-2 между "Байкал-Инжиниринг" и УЗГА, где в конечном итоге выиграл "Байкал-Инжиниринг" с самолетом ТВС-2МС (Байкал). На эти все разборки ушло немало времени. И только, возможно, с 2021 года ТВС-2МС (Байкал) начнут выпускать на Улан-Уденском вертолетном заводе (УУВЗ). А что же китайцы — так они обещают наладить выпуск Y-5BG (ремоторизированного Y-5B) с 2020 года и уже в 2018 году закупили партию моторов Honeywell TPE331-12UAN. Выходит «обскакали» нас китайцы. Конечно и на российском рынке есть потребность в ТВС-2МС (Байкал), но первым, похоже, наш рынок начнет заполнять Китай. Так что скоро, мы не только будем носить китайские куртки, ездить на китайских автобусах, но и будем летать на китайских самолетах. И не улыбайтесь, китайский конкурент МС-21, среднемагистральный С-919, взлетел еще в мае 2017 года, а с 2021 года должен начаться его серийный выпуск. Даже американская компания GECAS имеет твердый заказ на 23 самолета С-919. Пора российскому авиастроению делать ускорение с проектом МС-21, иначе и там Китай займет рынок сбыта.

Статья вас заинтересовала?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.