782 подписчика

Как помочь человеку в сложной жизненной ситуации

157 прочитали

Сегодня школьному учителю надо уметь оказать не только первую помощь в случае травмы, но и, в отсутствии психолога или его загруженности, уметь оказать психологическую поддержку нуждающемуся в ней ученику, если он, не дай бог, пострадает. В условиях современной школы такая помощь тоже является важной частью оказания первой помощи. Знания и умения в этой области позволяют, оказывающему помощь, создать максимально возможную психологически безопасную обстановку. Это значительно повышает общую безопасность и эффективность мероприятий первой помощи.

Сегодня пишу продолжение статьи Простые приемы психологической поддержки и предлагаю к рассмотрению основные виды реакций людей, попадающих в сложную жизненную ситуацию и нуждающихся в психологической помощи и поддержке. Эти знания помогут не только школьным учителям, но и всем неравнодушным к чужому горю людям.

Протяни руку, нуждающемуся в твоей поддержке
Протяни руку, нуждающемуся в твоей поддержке

Как помочь при плаче:

  • по возможности не оставляйте человека (ребенка, взрослого, пострадавшего) одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек;
  • поддерживайте физический контакт с пострадавшим ребенком (взрослым), это поможет ему почувствовать, что кто-то рядом, что он не один;
  • дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах;
  • воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны человека, нуждающегося в помощи;
  • если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.
Помогите пострадавшему немного отвлечься
Помогите пострадавшему немного отвлечься

Как помочь при истерике:

  • если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от "зрителей" и замкнуть его внимание на себе;
  • проявляйте спокойствие и не демонстрируйте нуждающемуся в помощи сильных эмоций;
  • говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном;
  • не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний;
  • переключите внимание пострадавшего ребёнка (взрослого), вызвав у него ориентировочную реакцию. Для этого задается неожиданный вопрос, не имеющий негативного содержания, или произносится его имя. После чего пострадавшему задается вопрос, требующий развернутого ответа;
  • после истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам, либо близким людям.
Предоставьте человеку возможность для отдыха, передав его близким людям
Предоставьте человеку возможность для отдыха, передав его близким людям

Как помочь при агрессивной реакции:

  • четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности;
  • сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций;
  • воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам;
  • говорите спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи;
  • демонстрируйте благожелательность, не вступайте в споры и не противоречьте пострадавшему;
  • если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться;
  • включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физической нагрузкой.
Включить в деятельность физическую нагрузку
Включить в деятельность физическую нагрузку

В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему негативный исход подобного поведения. Такой прием действенен, если:

  1. У пострадавшего ребёнка или взрослого нет цели, получить выгоду от агрессивного поведения.
  2. Пострадавшему важно, чтобы подобный негативный исход не произошел.
  3. Пострадавший понимает, что негативный исход действительно может последовать.

В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить к нему внимание специалиста правоохранительных органов.

Как помочь при страхе:

  • необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносить в одиночестве;
  • если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов, например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании;
  • осуществить простое интеллектуальное действие. Этот прием основан на том, что страх – эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность;
  • когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, страх становится не таким сильным);
  • при необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, о ходе работ, если вам кажется, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).
Включить мыслительную деятельность пострадавшего
Включить мыслительную деятельность пострадавшего

Как помочь при апатии:

  • создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть, набраться сил, чувствовал себя в безопасности, например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться;
  • говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи;
  • постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может ответить развернуто;
  • предложите пострадавшему какую-либо незначительную умеренную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность, например, оказать посильную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.

Конечно, лучше бы не попадать в такие ситуации, когда приходится оказывать помощь, но, как говорится, "кто предупрежден, тот вооружён".

Спасибо, что читали эту сложную тему, спасибо за лайки и подписку

Offside училка
Offside училка

Статьи: Как учителю работать с проблемными учениками