Речь идёт о новой книге профессора Исраэля Кноля, ученого-библеиста из Иерусалима «Спор о Мессии: чей приход ожидают евреи?». Книга опубликована этим летом на иврите, и не переведена на русский, поэтому я излагаю её суть по нескольким рецензиям и отзывам в рунете (например, статья "Библейский ученый утверждает, что евреи не виновны в смерти Иисуса" О.Адерета). Я подчеркнул уже в названии моей статьи, что И.Кноль не оспаривает Евангелия (в части описания суда Синедриона) — так как до книги Кноля были опубликованы интересные исследования о "невиновности евреев в казни Иисуса", но все они так или иначе противоречили описанию суда Синедриона над Иисусом перед утром Страстной Пятницы. Насколько я понимаю, книга Исраэля Кноля первая в истории иудейской библеистики Израиля, которая в этом смысле не оспаривает Евангелия.
Как это может быть?
В самом кратком виде И. Кноль сформулировал свои выводы следующим образом:
«Представление о том, что «еврейский народ» казнил Иисуса, в корне неверно. Подавляющее большинство еврейского народа не приняло Иисуса как Мессию, но поддерживало его мессианскую точку зрения».
Далее цитирую (с некоторыми сокращениями) из упомянутой выше статьи Офера Адерета:
" Чтобы понять тезис Кноля, надо вкратце вспомнить драматические, многогранные и увлекательные споры вокруг вопроса о Мессии. Изучение различных книг ТАНАХа (принятое на иврите название еврейского "Священного Писания") показывает две основные тенденции. С одной стороны, Тора представляет анти-мессианскую позицию, согласно которой пропасть между божественным и человеческим непреодолима. ... Соответственно, Бог не мог родить сына, и вечную жизнь не мог обрести царь или Мессия.
Другой подход демонстрируют некоторые книги библейских пророков и отдельные псалмы. Этот действительно мессианский подход приписывает божественные качества царю (кем бы он ни был), изображая его, как «сына Божьего», сидящего рядом с Богом на небесах.
Суд над Иисусом и его распятие, как утверждает Кноль, представляют собой «драматический и судьбоносный момент» в истории еврейского народа и западной культуры в целом. В этот момент два подхода — анти-мессианский и мессианский – вступили в неизбежный конфликт, влияние которого ощущается по сей день."
Далее в своём интервью с И.Кнолем автор статьи излагает повествование Евангелий (не оспаривая их). Но главное в книге И.Кноля не это. И христиане, и иудеи всегда считалось, что евреи Израиля тех лет прекратили поддерживать Иисуса как только поняли, что Он не "воин-триумфатор", а мученик и страдалец. Но И.Кноль доказывает (или пытается доказать), что это не так. Цитирую упомянутую выше статью:
"Его ученики и последователи придерживались традиционных представлений о Мессии, как о воине-триумфаторе, который избавит народ от римского правления. Иисус представил им Мессию-мученика, который искупает грехи своими страданиями и проповедует смирение, бедность, отказ от насилия. Казалось бы, эта позиция противоречила общему подходу ТАНАХа (Священного Писания иудеев), по которому Бог выше страданий, остающихся исключительно человеческим атрибутом. ... Однако, Кноль нашел доказательства божественных страданий в других источниках. И объясняет, что «портрет божества, страдающего за свой народ, появился в еврейской традиции еще до рождения христианства».
В подтверждение этого тезиса ученый цитирует Исайю (63:9): «Во всякой их скорби он не оставлял их». ... Впервые образ страдающего Бога входит в ТАНАХ. Это понятие ранее было чуждо библейскому образу мышления.
«Как только идея того, что сам Бог страдает и разделяет горе своего народа, была принята, стало возможным приписывать страдания и Мессии, обладающему божественным статусом», — отметил Кноль".
***
Теперь мы подходим к главному в книге И.Кноля, к разбору суда Синедриона перед утром Страстной Пятницы. Известно, что подавляющее большинство в том Синедрионе составляли саддукеи, и его возглавлял ортодоксальный саддукей, первосвященник Иосиф Каиафа (и прежний первосвященник Анна, тесть Каиафы, был таким же саддукеем) — об этом можно прочитать и на православных сайтах (см., например, "Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд"). Известно также, что среди членов того Синедриона было и несколько старейшин (не саддукеев), с симпатией относившиеся к Христу (и канонизированные в христианстве): Новый Завет называет Никодима, Иосифа Аримафейского и Гамалиила. Последний был учителем апостола Павла. Правда, никаких доказательств присутствия Гамалиила на суде нет. Так или иначе, подавляющее большинство в том Синедрионе составляли саддукеи. Мы не будем здесь вдаваться в подробности суда (по Евангелиям Марка (гл. 14, 15), Матфея (гл. 26, 27), Луки (гл. 22, 23) и Иоанна (гл. 18, 19)), поскольку в контексте рассматриваемой проблемы главное другое. И.Кноль подчёркивает, что саддукеи были жёсткими сторонниками анти-мессианского подхода. Они в принципе возражали против мессианской идеи. С их точки зрения, само заявление Иисуса, что Он — сын Божий, было богохульством, которое каралось смертью. В то же время, по словам Кноля, именно этот образ разделяло большинство евреев в этот период. Однако, судьи, которые приговорили Его к смерти, исключали приход Мессии такого рода.
Для тех читателей, которые подзабыли текст Евангелий о суде Синедриона, привожу всё же цитату из Евангелия от Матфея (описания судов у всех четырёх евангелистов близки друг другу):
"Первосвященники и старейшины и весь Синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь, что они против Тебя свидетельствуют?
Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы все слышали богохульство Его! как вам кажется?
Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя" (Мф. 26, 59-68).
И вновь цитирую упомянутое выше интервью с профессором И.Кнолем:
" Судьи Иисуса, подчеркивает Кноль, не отражали чувства народа: «Согласно всем источникам, саддукеи, приговорившие его к смертной казни, представляли меньшинство еврейского народа». Большинство евреев во времена Иисуса фактически поддерживали фарисеев, которые были согласны с Иисусом ... Подобно Иисусу и его ученикам, большинство евреев верило в воскресение мертвых и приход Мессии, обладающего божественными качествами. «Разумно предположить, что если бы судьями были фарисеи, Иисус был бы оправдан, — говорит Кноль. — Его судил не еврейский народ, а руководство, представлявшее меньшинство»."
Остаётся добавить, что, по всей вероятности, именно саддукеи "подсуетились" и сразу после суда Синедриона, и призвали своих сторонников поспешить на Лифостротон, где вскоре должен был начаться суд Понтия Пилата. Далее цитирую Евангелие от Матфея (27: 22-26):
"Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие".
***
Я не знаю, есть ли в обсуждаемой книге И.Кноля доказательства того, что большинство евреев в то утро во дворе перед Лифостротоном (на суде Пилата) составляли саддукеи и их сторонники, но, повторю, это представляется вполне вероятным.
Для полноты картины в историческом плане напомню, что через сорок лет после Распятия Иисуса римляне разрушили Иерусалим и сожгли Храм. Многие саддукеи погибли. Таким образом, именно в 70 году н.э. — наряду с разрушением Второго храма — саддукеи исчезли со страниц истории.
В заключение нельзя не заметить, что книга Исраэля Кноля «Спор о Мессии: чей приход ожидают евреи?» всё же запоздала на 54 года: в декларации Ватиканского собора 1965 года Nostra Aetate, в частности, говорится: «Правда, иудейские власти и их приспешники настаивали на смерти Христа; тем не менее, в страстях Христовых нельзя обвинять всех евреев, как живших тогда, так и современных евреев». После этого исторического заявления католическая церковь неоднократно отмежевывалась от любого обвинения еврейского народа в смерти Иисуса. Церковь осудила антисемитизм и выразила сожаление по поводу своей роли в преследовании евреев в прошлом (об этом говорится и в упоминавшейся выше статье Офера Адерета Библейский ученый утверждает, что евреи не виновны в смерти Иисуса").
Антисемитизм в царской России
Мы не будем писать об этом здесь подробно, но приведём некоторые малоизвестные факты. Что касается Русской Православной Церкви, то многие оппоненты вспомнят здесь "черту оседлости" и еврейские погромы (особенно 1903 года, в том числе известный Кишинёвский погром). Но не все знают, что все зачинщики тех погромов (и многие участники) были преданы суду и осуждены, и что с резким осуждением еврейских погромов и их православных зачинщиков сразу после Пасхи 1903 года (после Кишиневской трагедии) обратились к народу почитаемый всеми православными отец Иоанн Кронштадтский и митрополит Антоний. Их обращения зачитывались во всех церквах.
Напомним также, что, согласно воспоминаниям начальника Петроградского охранного отделения генерала К. И. Глобачева, в начале 1917 года Николай II планировал отменить все ограничения для евреев в апреле 1917 года [Глобачев К. И. Правда о русской революции: Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения. М.: РОССПЭН. 2009., гл. 5]: «Министр юстиции Добровольский мне лично говорил, что проект закона о равноправии евреев был уже приготовлен и, по всей вероятности, закон был бы объявлен на Пасху 1917 года».
Не все знают и то, что в августе 1914 года, когда по городам России прокатились немецкие погромы (громили немецкие магазины, лавки), евреи, чьи фамилии были похожи на немецкие, вывешивали на дверях своих магазинов и лавок объявления типа: «Этот магазин принадлежит еврею, а не немцу» — и горожане в пылу патриотического угара их не трогали. Возможно, Николай II все же опаздывал с решением еврейского вопроса и с окончательной отменой всех ограничений для евреев. Быть может, это нужно было сделать осенью 1914 года. Хотя, конечно, легко рассуждать об этом сейчас, почти сто лет спустя…
***
В заключение подчеркну ещё раз, что книга профессора Кноля «Спор о Мессии: чей приход ожидают евреи?» по моему оценочному суждению наиболее интересна для христиан тем, что, оправдывая еврейский народ, Исраэль Кноль при этом не оспаривает ни одно из четырёх Евангелий (все прежние исследования еврейских учёных, насколько я знаю, оспаривали часть евангельских свидетельств).