1,4K подписчиков

Все помним "Пластилиновую ворону"? Подробности создания таких мультфильмов, о которых вы не знали!

758 прочитали

ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА

Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе. Мультики бывают войлочными, вязаными, лоскутными… Но в борьбе за зрительскую любовь среди прочих подручных материалов побеждает обычный пластилин. Из этой «божественной глины» мультипликатор может вылепить целый мир, сильно смахивающий на тот, в котором мы все мечтаем жить. Не более совершенный, чем наш, но очень душевный и теплый.

  ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе.

Одно время считалось, что если мультфильм не рисованный, то ему сложнее растопить сердца зрителей. Тем оглушительнее был успех «Пластилиновой вороны» Александра Татарского, увидевшей свет в 1981 году и ставшей поистине культовым произведением, которое соединило в себе достоинства народного «хита» и авторской анимации.
Маловато будет!»

  ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе.-2

В истории с «Вороной» вначале было слово, а точнее стихотворение Эдуарда Успенского под названием «Жил-был один слоненок, а может, не слоненок…». Оказалось, впрочем, что по этому «либретто» мультфильм уже есть. Тогда «папа Чебурашки», похулиганив с известной басней Ивана Крылова, явил другое поэтическое произведение – «А может быть, ворона...».

Чтобы подчеркнуть игру в неопределенность, Александр Татарский решился на необычный ход. «Пластилин на нашем пути возник случайно, как результат судорожных поисков, – вспомнил про это Игорь Ковалев, друг Татарского, художник-постановщик. – Студия запланировала сделать фильм по рисункам детей. Были уже готовы два сюжета. Первый – «О картинах» – сделан в гуаши, второй – в карандаше. Тут пришел Успенский, принес стихотворение «Про ворону». Стали думать: что же еще можно сделать? Сидели втроем. Что-то предлагали. Саша и воскликнул: «Пластилин!».

На стекле делали барельеф из пластилина,
затем его размазывали
  ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе.-3

Невероятные метаморфозы, происходящие на экране, зритель может наблюдать благодаря технологии, которую изобрели создатели «Вороны». На стекле делали барель­еф из пластилина, затем изображение размазывали, снимая каждый такой шаг. Когда пленку пускали в обратном направлении, на экране из бесформенной мешанины рождалась живая картинка.

«Пластилиновую ворону» чуть не отправили «на полку» за «идеологическую безыдейность». Спасли ее режиссер Эльдар Рязанов и автор «Кинопанорамы» Ксения Маринина. Они на свой риск дали мультфильм в эфир этой популярной передачи вместе с сюжетом о том, как он сделан. И на создателей «Вороны» обрушилась слава. Потом уже появилась заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши», где использовался тот же прием. Выдержав испытание временем, она убаюкала не одно поколение телезрителей.

  ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе.-4

А в 1983 году был снят народный бестселлер «Падал прошлогодний снег», чья участь сродни фильму «Ирония судьбы, или С легким паром». В том смысле, что полный веселого абсурда мульт про глуповатого мужичка, которого жена «уж послала, так послала» в лес за елкой, стал обязательным блюдом в новогоднем телеменю.

В этом фильме превращения, ставшие фирменным стилем Татарского, приобретают глобальный характер. «По экрану летят пластилиновые брызги, бьют фонтаны. За тотальной трансформацией бытовых деталей и персонажей разворачивается пластическая метафора жизни. И хотя Татарский не пионер пластилиновой анимации, именно у него пластилин обретает качество чувственной, окрашенной юмором и эмоцией метаморфозы», – замечает Лариса Малюкова, кинокритик и искусствовед.

  ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе.-5

Помимо Александра Татарского в отечественной истории есть и другие выдающиеся мастера. Один из самых известных – Гарри Бардин. Первым его творением в технике объемной пластилиновой анимации стал мультфильм «Тяп-ляп, маляры», снятый в 1985 году. Как признавался Бардин, все его творчество подогревалось «нелюбовью» к классической кукольной анимации, где мысль была всегда скована формой. Яркое доказательство тому, что из этого круга можно вырваться, – «Брэк!». Смешной и социально острый мультфильм о боксе, снятый в 1985 году, был награжден призами фестивалей в Риге, Штутгарте, Загребе и Лейпциге.

«Мои руки чувствуют объем – он у меня на кончиках пальцев, что ли. В рисованной мультипликации я должен долго объяснять художнику, что мне нужно, с пластилином я многое делаю сам – это для меня проще», – говорил Гарри Бардин. Потом были еще пластилиновые мультфильмы «Серый Волк энд Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Гадкий утенок» и трогательная «Чуча».

Герои нового времени

  ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе.-6

Сегодня одно из главных действующих лиц в мире пластилиновой анимации – студия «Пилот», которую создал Александр Татарский. Сергей Меринов немало лет проработал там мультипликатором, прежде чем пошел учиться на режиссера. И свой дипломный фильм он сделал в пластилине. «Это уникальный материал на стыке двух анимаций – рисованной и кукольной, и берет от них лучшие качества. От рисунка – пластичность. Ведь кукла скована конструкцией, у нее не может вытянуться рука, она не способна принимать невообразимые позы. А пластилиновая фигура может все. Плюс кукольной анимации – то, что не надо каждый кадр рисовать. Сделал персонажа и ведешь его весь фильм», – поясняет он.

Над проектом «Гора самоцветов» – циклом мультфильмов по сказкам народов России – студия «Пилот» начала работать в 2004 году. Созданные разными режиссерами в разных стилях и техниках (рисованной, пластилиновой, кукольной и 3D), они успели завоевать множество фестивальных наград. У всех мультфильмов стандартный сериальный хронометраж 13 минут, а также пластилиновая заставка, в которой рассказывается о народе, чья сказочная история пойдет следом.

По воспоминаниям Сергея Меринова, в большей степени из-за «Горы самоцветов» студия сделала рекордный в своей истории заказ на пластилин – сразу 800 кг. Хотя и в «мирное время», говорит он, материал приходится покупать даже не наборами, а огромными коробками с одним цветом: белым, синим, красным.

Проект «Гора самоцветов» стал последним для лидера студии Александра Татарского, который ушел из жизни в 2007 году. Но, несмотря на эту огромную потерю, проект не закрылся. Сегодня в творческом багаже «пилотовцев» уже более 60 сказок цикла. А самобытные заставки «Горы самоцветов» разрослись в дочерний проект «Мульти-Россия», который в сотрудничестве с «Пилотом» затеяла продюсерская компания «Аэроплан». Это серия анимационных миниатюр, каждая из которых представляет собой визитную карточку одного из уголков страны. «Государственные инвестиции «в патриотизм» на сей раз оказались успешными, ведь эффект от хорошего мультика несопоставим с прямолинейной идеологической пропагандой, – пишет в своей книге «Сверхкино» Лариса Малюкова. – Узнаваемые голоса Алексея Баталова, Льва Дурова, Ирины Муравьевой, Александра Филиппенко, Виктора Сухорукова, Владислава Галкина придают картинам ощущение домашности, их хочется пересматривать».

Из-за «Горы самоцветов» студия «Пилот» сделала рекордный заказ – сразу 800 кг пластилина

Предполагалось, что мультипликационная видеоэнциклопедия России будет состоять из сотни минутных серий. Готово пока не более половины. Работу тормозит недостаток финансирования, которое поначалу обеспечивалось в том числе стараниями Русского географического общества и хотениями администраций регионов. Сегодня заказы в рамках проекта «Мульти-Россия» возникают время от времени.

Дружба с «цифрой»

  ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе.-8

Пластилиновые техника и мультипликаторы – явления в отечественной анимации уникальные, уверен Сергей Меринов. Чтобы выжить, пластилинщики берутся за любую работу: музыкальные клипы, образовательные проекты и пр. Как пример, клип на песню Леонида Агутина «Мир зеленого цвета» или к композиции группы «Несчастный случай» «Шла Саша по шоссе».

Один из последних образовательных проектов Сергея Меринова – «Пластилиновая азбука». Тридцать два коротких мультфильма, от 45 секунд до 1,5 минуты, представляющих каждую букву алфавита. Их по достоинству оценили не только дети и их родители. В 2014 году «Пластилиновая азбука» стала победителем в номинации «Лучший мультипликационный сериал» на международном фестивале в Варне.

Пластилиновых, а не рисованных смешариков можно лицезреть в музыкальном ролике «Мнем мы, мнем», сделанном студией «Пластилин» в сотрудничестве с компанией «Смешарики». Но то, что еще никто не видел, – как смешные шарообразные зверушки путешествуют по объектам наследия ЮНЕСКО в России и рассказывают о них детям. Три пластилиновых фильма из образовательного проекта «Наследники», получившего грант правительства, готовы и вскоре будут представлены на суд зрителей.

Благодаря «цифре» у современного аниматора появилось право на ошибку

По словам Сергея Меринова, сотрудничество со «смешарами» – редкий случай, когда персонажей лепили из пластилина, но двигать их пришлось в компьютере: «Иначе они бы перестали походить на смешариков». Но вообще при создании мульт­фильмов в этой технике все в основном делается по старинке: и лепят, и оживляют героев руками.

«Цифровые технологии нам чем помогают… Если раньше это все снималось на одном мультстанке, на нем могло быть до 12 ярусов, и аниматор все персонажи в кадре двигал, фоном снег мог идти, и передний план лежать, и это все надо было делать одновременно, – рассказывает Сергей Меринов. – Долго и тяжело – работу такую можно было доверить только самым опытным. А сейчас каждый персонаж или декорация хоть и создаются и двигаются вручную, но снимают их на отдельном станке на хромакее, и все вместе собирается уже в компьютере. Так у аниматора есть право на ошибку, он переснимет только ту часть сцены, где ошибся. И потом при съемке каждого кадра всегда можно посмотреть, что получается. Раньше из-за одной ошибки приходилось переснимать все. Конечно, работать стало быстрее». Значит, новые технологии не подвинули, а лишь дополнили любимый с детства пластилин.

  ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе.-9

Как это сделано?

В пластилиновой анимации существует две основные техники. Перекладка – композиция состоит из нескольких слоев персонажей и декораций (по слою для каждого персонажа, заднего или переднего планов). Слои располагаются на нескольких стеклах, друг над другом, а камера – вертикально над стеклами. Персонажи и декорации плоской формы (барельефы) перекладывают, снимая покадрово (именно так создавал свои шедевры Александр Татарский). С развитием компьютерных технологий каждый слой стали снимать отдельно, а после – совмещать при монтаже.

При объемной пластилиновой анимации (кукольной) персонажи располагаются в декорации. Для анимирования кукол их иногда специально укрепляют с помощью опор и подвесок.

И та и другая техника предполагает покадровую съемку объектов с их модификацией в промежутках между кадрами.

Конец... Не пропустите еще две интересные статьи на нашей канале:

Химия для детей - надо ли учить и как это делать? Реальные примеры и опыты!

7 фактов о вине! Нюансы изготовления, о которых вы не знали!

А что под нами? Проблема нехватки ресурсов может решится под землей! Подземные системы

ДРУЗЬЯ! Дайте обратную связь - заходят ли в вас наши статьи?! Возможно нам нужно создать особый материал, специально по вашим запросам - пишите нам! Любим вас!

Ваша команда ХИМИКОВ)