Сегодня я решила продолжить тему купания и закаливания, так как чувствуется интерес аудитории к этой теме, а также опыт общения с другими мамами и даже мой личный опыт купания своих детей. Вот, о нем расскажу поподробнее.
Со старшим ребёнком, как и многие, я "напорола" косяков в вопросах купания и закаливания, но быстро исправилась и исправляюсь по сей день. Начну с того, что я ребёнка не купала пока не зажила пуповина и мне до сих пор за это стыдно, но так мне сказали в роддоме. Я обтирала свою малышку чистой влажной тряпочкой. Умывала я новорожденную дочку (опять краснею от стыда) стерильной ватой, смоченной в кипячёной воде! Влажные салфетки никакие не люблю использовать в гигиене детей, поскольку они ВСЕ с отдушками, могу допустить их использование только в походно-полевых условиях.
Когда пупок зажил и пришло время купать ребенка, меня одолевали мысли о необходимости кипячения воды, но лень взяла верх. Мы искупались в детской ванночке, предварительно вымытой мужем до скрипа. И начался этот ежедневный процесс с намыванием ванночки, купанием по часам со строгим соблюдением температуры и парилкой в ванной комнате. Одним словом, все по классике советской педагогики. Вспоминаю и передёргивает. Но становилось все ленивее заниматься этим рутинным процессом, хотелось наслаждаться купанием и смотреть, как наслаждается ребёнок от купания, а ребенок, надо сказать, рос и протестовал, как я сейчас понимаю, относительно парилки и температуры воды. Протест был разный: от инфантильного купания (конечно, кому захочется быть физически-активным в бане), до ультразвукового негодования. Недели две продлились наши мучения и, о чудо, мне попалась книга всем известного усатого педиатра. Не хочу сказать, что во всем поддерживаю его принципы взращивания и воспитания детей, но принципы купания очень откликнулись. И начался наш путь к нормальному принятию ванны ребёнком: мы выкинули детскую ванночку, постепенно открывали дверь в процессе купания, снижали температуру воды и наблюдали за деткой. А детка, надо заметить, сразу полюбила принимать ванну и делает это с удовольствием по сей день. Затем к нам приехал грамотный педиатр, о котором я упоминала в предыдущем посте, и показал, как можно и нужно нырять ребёнку, посоветовал, что изучить на эту тему. Объяснил про врождённый навык задержки дыхания. Я поняла, что времени нет и, насмотревшись обучающих видео, принялась за дело. Все было отлично! Только спина моя побаливала иногда, но дочке нравилось, после ванной она хорошо брала грудь и быстро засыпала. Но напряженная спина подтолкнула меня к изучению вопроса о самостоятельном плавании ребёнка и я нашла решение - жилет и шапочка с пенопластовыми блочками. Даже усатый педиатр из телевизора рекомендовал их применять!
С трудом мы их купили. Оказывается, у них даже размерная сетка есть. Ребёнку шел третий месяц, она привыкла купаться и плавать на руке мамы, поэтому когда одели жилет с шапочкой, начался ультразвуковой протест с элементами влаги. Пришлось снять и купать привычным способом. Было ещё несколько попыток приобщить ребенка к самостоятельному плаванию, но время было упущено. Поэтому купались мы так: сначала на глубине дочка плавала всячески на руках родителей, потом вода спускалась до минимума и она плескалась, лежа на цветном резиновом коврике с рыбками (такой на присосках, как игрушки) и рассматривала игрушки, висящие на ванной по бокам. Их мы тоже успели прикупить с жилетом и шапочкой. Потом наша детка поползла, села и стало еще проще. Дверь в ванную была открыта, родитель мог спокойно сидеть и наблюдать за ребёнком, не покрываясь испариной. Забегая вперёд, скажу, что всё-таки тот упущенный первый месяц наложил отпечаток: дочка не любила купаться и опасалась открытых водоемов лет до трёх, даже в море ее было не затащить.
А спустя три года у нас родился сын и я сразу сказала, что он будет купаться, как нормальный человек с первого дня выписки из роддома. Правда, в первые несколько дней я использовала горку, но он пытался в ней заснуть, пришлось опять гнуть спинку и работать ручками маме. С возраста пяти дней он проныривал под водой на руке мамы. В две недели я одела ему шапочку (жилет он не дал одеть) с пенопластовыми брусочками и он поплыл на спине сам! Конечно, первое время это длилось недолго, но я постепенно увеличивала время и месяцев в пять он мог сам спокойно плавать минут 20, отталкиваясь от стенок в ванной. Надо сказать, что это позволяло мне спокойно умыться и умыть старшую и всем вместе улечься в кровать (с папой мы тогда расстались на некоторое время). В этой шапочке он плавал месяцев до 8-9. Как это происходило: наливалась ванна, в нее помещался ребенок в шапке и плавал, пока мы умывались, потом шапку я снимала, ребёнок нырял на руках, я спускала воду и он немного играл, сидя в ванной, ожидая пока я закончу дела и вода спуститься совсем.
В два месяца жизни сына, на свой страх и риск, я начала его закаливать обливанием. Сначала понемногу водой, чуть прохладней обычного, обязательного из ковшика и никакого душа, постепенно температура воды снижалась и сейчас он ежевечерне принимает закаливающее обливание абсолютно холодной водой с улыбкой на лице! В возрасте года летом он спокойно купался в открытом водоёме, на даче лез в надувной уличный бассейн первым, не давая воде нагреться. В бассейне на первом занятии он плескался наравне с постоянными маленькими посетителями занятий, ни разу не заплакал и выдержал 40 минут полноценного урока. Все отлично у ребёнка, если кто будет переживать!
Вот, так я неумышленно поставила эксперимент на своих детях и сделала правильные выводы. Напоминаю всем, что это мой личный опыт, мое мнение и видение.
К чему я это всё?! А к тому, что закаливание и НЕ зацикливание на мысли, что "ребёнку холодно/мокро/неудобно/скользко и пр" приводят только к положительному эффекту. Нельзя заставлять жить ребенка по вашим субъективным мироощущениям, пусть он будет лучше и здоровее вас. Если вам холодно, это не значит, что холодно вашим детям. Следите внимательнее за их реакцией. Следуйте здравому смыслу и логике и будет вам счастье!