Светлана Максимченко, генеральный директор "Москино", председатель жюри 39-го Международного студенческого фестиваля ВГИК
— Это первый фестиваль, в котором вы принимаете участие в качестве члена жюри, или уже был подобный опыт?
— Опыт был, но это первый студенческий фестиваль.
— Насколько единодушны решения членов жюри? Бывают ли дискуссии, или почти всегда очевиден фаворит?
— Бывает по-разному. Конечно же, на любом конкурсе, любом фестивале, решение жюри — это субъективное решение тех людей, которые вошли в состав жюри. Здесь не бывает однотипных решений и опытов — всё зависит от состава жюри и от того, к чему они больше склоняются. Иногда решение может быть более единодушно, иногда — менее. Однако я уверена, что у нас будет жаркое обсуждение и однозначного лидера не будет.
— Очень часто на подобных конкурсах мнения публики и членов жюри кардинально расходятся. Почему так происходит?
— Потому что, естественно, у жюри профессиональная деформация. Зритель не думает о профессиональных моментах, он просто погружается или не погружается в историю, которая у него отзывается или не отзывается. Поэтому часто фильмы, которые очень нравятся зрителю, по тем или иным причинам не берут фестивальные награды.
— По каким критериям вы оцениваете фильм?
— Для меня в любом случае важна история. Я видела часть работ, которые были сняты ради красивых видов и диалогов, в них не было захватывающих историй. Так как я руковожу сетью кинотеатров, я смотрю на то, насколько интересен будет фильм зрителю (даже самому искушённому). Хочется, чтобы в фильме было что-то запоминающееся. Поскольку за сжатый период мы просмотрели большое количество работ, когда мы будем обсуждать их, мы подумаем о том, что нам больше всего запомнилось. Часть работ, я уверена, никто и не вспомнит. Если фильм не заставляет тебя думать после, если не остаётся послевкусия, желания вернуться к нему или посоветовать кому-то его посмотреть — значит, это кино не совсем достойное, во всяком случае, фестивальной награды.
— Что для вас хорошее кино?
— Для меня хорошее кино — это то кино, которое откликается внутри. Это кино, которое ты вносишь в своеобразные «внутренние списки» хороших фильмов. Это фильмы, которые тебя трогают, заставляют задуматься, заставляют сопереживать, плакать. Очень важен эмоциональный отклик. Бывают фильмы, снятые очень профессионально и искусно, только на них ничего в тебе не отзывается, ты не сопереживаешь. Для меня это — не очень хорошее кино. Хорошее — то, в которое ты погружаешься, которое резонирует в тебе. В каждом резонируют разные истории и разные фильмы, но, так или иначе, они заставляют думать и чувствовать, и это — самое главное.
— Что бы вы пожелали участникам 39-го фестиваля ВГИК?
— Невозможно всем всегда брать награды, и даже если не возьмёте наград, не принимайте это за поражение. Это всего лишь один шаг. Будьте уверены в себе и делайте то, что вам нравится. Снимайте кино, которое вы хотели бы снимать, и рано или поздно награды придут. А, на самом деле, главное — это не награды. Главное — с любовью делать то, что ты делаешь. Кино, сделанное с любовью, в конечном счёте найдёт своего зрителя.
Беседовала Лиза Шапиро