Найти тему

Современные концепции психологии

Очень трудно сравнивать понятия интеллекта в разных культурах.

В английском языке, как и во многих других, предусмотрено много слов для определения различных аспектов интеллектуальных способностей и когнитивного мастерства (мудрый, разумный, умный, умелый, хитрый, смышленый); если другой язык имеет столько же слов для этих целей, какие из них мы должны считать соответствующими "понятию интеллекта"?

Все попытки изучить этот вопрос, как правило, приводили к выводу о том, что даже в пределах данного общества, различные когнитивные характеристики отличаются в разных ситуациях и культурах.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/02/13/08/54/brain-2062057_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/02/13/08/54/brain-2062057_960_720.jpg

Исследование интеллекта.

В ходе исследования, проведенного в 1993 г в Сан-Хосе, Калифорния, исследователями Окагаки и Стернбергом, родителей-иммигрантов из Камбоджи, Мексики, Филиппин и Вьетнама, а также англо-американцев и американцев мексиканского происхождения, попросили рассказать о своих представлениях о воспитании детей, обучении, а также о детском интеллекте.

Родители из всех групп, кроме англо-американцев указали, что такие характеристики, как мотивация, социальные навыки, а также практические школьные навыки были более важными, чем когнитивные характеристики.

В 1983 г. Теоретик Хэф обнаружил, что различные этнические группы в Северной Каролине имеют разные понимания интеллекта. Для того чтобы считаться умным или адаптивным, нужно преуспеть в навыках, которые ценятся внутри группы.

Особенно интересный факт заключался в важности словесного общения перед невербальными навыками общения – явно называть вещи в отличие от использования жестов и мимики.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/10/02/14/27/thought-4521081_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/10/02/14/27/thought-4521081_960_720.jpg

Следует отметить, что, хотя обе формы коммуникативного навыка имеют свое применение, они не одинаково хорошо представлены в психометрических тестах.

В одном исследовании в 1979 г. Серпелл попросил замбийских и английских детей воспроизвести образцы тремя различными способами:

  1. Проволока
  2. Карандаш и бумага
  3. Глина

Замбийские дети лучше всего справились с проволокой, к которой они привыкли больше всего, в то время как английские дети отличились в использовании карандаша и бумаги. Обе группы одинаково хорошо работали с глиной.

Как показывает этот пример, разная степень изученности используемых материалов может привести к заметным различиям в результатах тестирования.

Теория Пиаже.

Наиболее известной эволюционной концепцией интеллекта является, безусловно, теория швейцарского психолога Жана Пиаже (1972).

В отличие от большинства теоретиков, Пиаже мало интересовали индивидуальные различия. Интеллект развивается у всех детей через постоянно неустойчивое равновесие между усвоением новой информации в существующие когнитивные структуры и приспособленностью этих структур к новой информации.

Для измерения интеллекта согласно этому подхода, Пиаже разработал методы, которые весьма отличаются от обычных испытаний.

Задачи Пиаже можно изменить с целью измерения индивидуальных различий; и после этого они смогут достаточно хорошо коррелировать со стандартными психометрическими тестами.

Теория Выготского.

Русский психолог Лев Выготский в 1978 г. утверждал, что все интеллектуальные способности имеют социальное происхождение. Язык и мысль появляются сначала во взаимодействии с родителями, и продолжают развиваться через контакт с учителями и другими людьми.

Традиционные тесты на интеллект игнорируют то, что Выготский называет "зона ближайшего развития", то есть, уровень, который ребенок может достичь с помощью соответствующей поддержки взрослого.

Такие тесты являются "статическими", они измеряют только уже полностью развитый интеллект. "Динамическое" тестирование, в котором экзаменатор обеспечивает обратную связь, может пойти дальше и дать некоторое представление о скрытом потенциале ребенка.

Эти идеи развиваются и дорабатываются многими современными психологами.

Биологический подход.

Некоторые исследователи недавно обратились к изучению мозга в качестве основы для новых идей о том, что есть интеллект и как его измерить.

Многие аспекты анатомии и физиологии мозга были предложены в качестве потенциально имеющих отношение к интеллекту:

  • разветвление корковых нейронов
  • церебральный метаболизм глюкозы
  • вызванные потенциалы
  • скорость нервной проводимости
  • половые гормоны.
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/04/08/11/07/nerve-cell-2213009_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/04/08/11/07/nerve-cell-2213009_960_720.jpg

Достижения в области методов исследования, в том числе появление новых форм визуализации головного мозга, таких как ПЭТ и МРТ, безусловно, можно добавить к этому списку.

В ближайшем будущем можно будет соотнести некоторые аспекты выполнения тестов с конкретными характеристиками функций мозга.

Этот краткий обзор показал широкий спектр современных концепций интеллекта и способов его измерения. Психометрический подход является старейшим и наиболее устоявшимся, однако другие подходы также внесли большой вклад в изучение данного вопроса.

Мы должны быть готовы к тому, что наше понимание интеллекта в будущем будет весьма отличаться от того, каким оно является сегодня.