Очень трудно сравнивать понятия интеллекта в разных культурах.
В английском языке, как и во многих других, предусмотрено много слов для определения различных аспектов интеллектуальных способностей и когнитивного мастерства (мудрый, разумный, умный, умелый, хитрый, смышленый); если другой язык имеет столько же слов для этих целей, какие из них мы должны считать соответствующими "понятию интеллекта"?
Все попытки изучить этот вопрос, как правило, приводили к выводу о том, что даже в пределах данного общества, различные когнитивные характеристики отличаются в разных ситуациях и культурах.
Исследование интеллекта.
В ходе исследования, проведенного в 1993 г в Сан-Хосе, Калифорния, исследователями Окагаки и Стернбергом, родителей-иммигрантов из Камбоджи, Мексики, Филиппин и Вьетнама, а также англо-американцев и американцев мексиканского происхождения, попросили рассказать о своих представлениях о воспитании детей, обучении, а также о детском интеллекте.
Родители из всех групп, кроме англо-американцев указали, что такие характеристики, как мотивация, социальные навыки, а также практические школьные навыки были более важными, чем когнитивные характеристики.
В 1983 г. Теоретик Хэф обнаружил, что различные этнические группы в Северной Каролине имеют разные понимания интеллекта. Для того чтобы считаться умным или адаптивным, нужно преуспеть в навыках, которые ценятся внутри группы.
Особенно интересный факт заключался в важности словесного общения перед невербальными навыками общения – явно называть вещи в отличие от использования жестов и мимики.
Следует отметить, что, хотя обе формы коммуникативного навыка имеют свое применение, они не одинаково хорошо представлены в психометрических тестах.
В одном исследовании в 1979 г. Серпелл попросил замбийских и английских детей воспроизвести образцы тремя различными способами:
- Проволока
- Карандаш и бумага
- Глина
Замбийские дети лучше всего справились с проволокой, к которой они привыкли больше всего, в то время как английские дети отличились в использовании карандаша и бумаги. Обе группы одинаково хорошо работали с глиной.
Как показывает этот пример, разная степень изученности используемых материалов может привести к заметным различиям в результатах тестирования.
Теория Пиаже.
Наиболее известной эволюционной концепцией интеллекта является, безусловно, теория швейцарского психолога Жана Пиаже (1972).
В отличие от большинства теоретиков, Пиаже мало интересовали индивидуальные различия. Интеллект развивается у всех детей через постоянно неустойчивое равновесие между усвоением новой информации в существующие когнитивные структуры и приспособленностью этих структур к новой информации.
Для измерения интеллекта согласно этому подхода, Пиаже разработал методы, которые весьма отличаются от обычных испытаний.
Задачи Пиаже можно изменить с целью измерения индивидуальных различий; и после этого они смогут достаточно хорошо коррелировать со стандартными психометрическими тестами.
Теория Выготского.
Русский психолог Лев Выготский в 1978 г. утверждал, что все интеллектуальные способности имеют социальное происхождение. Язык и мысль появляются сначала во взаимодействии с родителями, и продолжают развиваться через контакт с учителями и другими людьми.
Традиционные тесты на интеллект игнорируют то, что Выготский называет "зона ближайшего развития", то есть, уровень, который ребенок может достичь с помощью соответствующей поддержки взрослого.
Такие тесты являются "статическими", они измеряют только уже полностью развитый интеллект. "Динамическое" тестирование, в котором экзаменатор обеспечивает обратную связь, может пойти дальше и дать некоторое представление о скрытом потенциале ребенка.
Эти идеи развиваются и дорабатываются многими современными психологами.
Биологический подход.
Некоторые исследователи недавно обратились к изучению мозга в качестве основы для новых идей о том, что есть интеллект и как его измерить.
Многие аспекты анатомии и физиологии мозга были предложены в качестве потенциально имеющих отношение к интеллекту:
- разветвление корковых нейронов
- церебральный метаболизм глюкозы
- вызванные потенциалы
- скорость нервной проводимости
- половые гормоны.
Достижения в области методов исследования, в том числе появление новых форм визуализации головного мозга, таких как ПЭТ и МРТ, безусловно, можно добавить к этому списку.
В ближайшем будущем можно будет соотнести некоторые аспекты выполнения тестов с конкретными характеристиками функций мозга.
Этот краткий обзор показал широкий спектр современных концепций интеллекта и способов его измерения. Психометрический подход является старейшим и наиболее устоявшимся, однако другие подходы также внесли большой вклад в изучение данного вопроса.
Мы должны быть готовы к тому, что наше понимание интеллекта в будущем будет весьма отличаться от того, каким оно является сегодня.