Как известно, в России производство кинематографа поддерживается Министерском культуры и Фондом кино. Избранные фильмы получают государственную поддержку. Причем для части фильмов такая государственная поддержка является безвозвратной, а для части - возвратной. То есть каким-то фильмам государство просто дает своего рода займ, который студия обязана вернуть государству после проката фильма. А для ряда фильмов государственная поддержка - это просто благотворительность. Компания получает деньги и не берет на себя никаких обязательств, кроме как создать киноленту.
Такая схема, когда производство фильмов финансируется государством реализована практически во всех странах. Даже в США опосредовано, через некоммерческие организации, происходит финансирование и поддержка патриотического кинематографа. Стоит лишь мельком взглянуть на ленты Кэтрин Бигелоу ("Цель номер один", "Повелитель бури") и Клинта Иствуда ("Поезд на Париж", "Снайпер"), чтобы понять их пропагандистский уклон. А "Трансформеры" Майкла Бэя, например, получили в свое распоряжение военное оборудование и закрытые для большинства съемочных групп локации.
Для любого государства важно иметь развитую киноиндустрию, так как кино несет на себе как культурно-просветительскую, так и социально-политическую функции. Кино нужно государству одновременно для позиционирования себя в международном пространстве и для создания определенной культурной атмосферы у граждан собственной страны.
Помимо этого, Министерство культуры и Фонд кино занимаются развитием киноиндустрии не с точки зрения политики и искусства, но и с точки зрения экономики. Российское кинопроизводство и кинопрокат в своем нынешнем положении нуждаются в поддержке государства - эта функция государством реализуется за счет финансирования кинопроизводства, помощи во внутреннем и международном прокате, инвестировании открытия кинотеатров в отдаленных населенных пунктах и пр.
Соответственно, фильмы, которые государство финансирует на безвозвратной основе наиболее ярко отражают ценности, которые оно пытается взрастить в российском обществе.
В соответствии с данными ЕАИС Фонда кино в период с 2015 по 2019 годы государство поддержало на полностью безвозвратной основе более 200 фильмов.
Наибольшую сумму получил фильм "Движение вверх" - 400 млн. рублей.
Внушительные суммы порядка 200-300 млн. рублей также получили "Притяжение", "Тренер", "Салют 7", "Он-дракон", "Рубеж".
Заинтересованность государства в создании всех этих фильмов легко объясняется потребностью создавать патриотическое кино.
Однако если обратиться к кинолентам, которые получают безвозвратную государственную поддержку в меньшем размере, то мотивы финансирования лент будут менее ясны.
Порядка 100-200 млн. рублей, например, получили фильмы "Три богатыря: ход конем", "Елки 5", "Время первых", "Матильда", "Миллиард", "Тобол", "Крымский мост. Сделано с любовью", "Братство", "Баба Яга", "Невидимки".
В эту финансовую группу вошли фильмы, которые можно отнести к патриотическим. Также государство щедро поддержало традиционно проблемное производство анимационных фильмов "Три богатыря: ход конем" и "Баба Яга". Однако благотворительность в адрес откровенно развлекательных фильмов легких жанров "Невидимки", "Миллиард" и "Елки 5" мало по каким параметрам соответствует интересам, которых официально придерживается Министерство культуры и Фонд кино. Особенно непонятно почему государство решило обеспечить безвозвратной поддержкой комедию "Елки 5". Очередной фильм новогодней серии традиционно получил лучшие дни для проката и, также как и предшествующие фильмы, заработал внушительный бокс-офис.
Безвозвратную государственную поддержку в размере меньше 100 млн. рублей и вовсе получают самые разнообразные проекты, никак не связанные с политикой и культурой страны. Фильмы, которые являются на 100 % коммерческими развлекательными проектами стабильно забирают бюджетные средства: "Я худею" (30 млн. руб.), "Духless 2" (75 млн. руб.), "Бабушка легкого поведения 2" (40 млн. руб.), "8 новых свиданий" (30 млн. руб.), "О чем говорят мужчины. Продолжение" (50 млн. руб.), "Призрак" (75 млн. руб.), "Гуляй, Вася" (25 млн. руб.), "Трезвый водитель" (40 млн. руб.), "Напарник" (75 млн. руб.), "Везучий случай" (50 млн. руб.) и множество других.
Такого рода развлекательные проекты во всем мире являются студийными инвестиционными проектами, создаваемых исключительно для заработка. Государство, фонды или некоммерческие организации такие проекты не финансируют, так как содержательно они не соответствуют ни одному из параметров, которые являются существенными для получения поддержки.
Государственную поддержку такого рода фильмов можно объяснить либо коррупционной составляющей, либо катастрофически низким уровнем развития отечественной киноиндустрии. Слабые фильмы создаются за счет бюджетных финансов и получают широкий прокат благодаря насильственным мерам государства в отношении кинотеатральных сетей - именно в этом признается Министерство культуры и Фонд кино, финансируя такие ленты.
Материальная поддержка "несерьезных", развлекательных, одноразовых фильмов является свидетельством того, что выдающиеся достижения российского кинематографа, о которых из года в год отчитывается Фонд кино, являются ложью.
В продолжение темы читайте статью Удивительные цифры российского кинопроката
Почитать про отечественное кино можно в книге Антона Долина "Оттенки русского. Очерки отечественного кино"