Благодаря ему, вопрос, который человечество задавало со времен Epicure, нашел ответ: помимо нашей, существует много других солнечных систем.
Прошло двенадцать лет с тех пор, как швейцарский Мишель Майор стал одним из самых известных астрономов Земли, объявив вместе с Дидье Келосом об открытии другого мира, планеты, вращающейся вокруг звезды, отличной от нашего Солнца. И он был удивлен постоянно получая, в течение 12 лет, приглашения на конференции или интервью. Вероятно, именно скромность мешает ему часто встречаться с журналистами.
Его привлекала наука, особенно физика.
В 1966 году, когда ему пришлось принять решение о диссертации, он наткнулся на объявление, в котором говорилось: «Мы ищем докторанта в области астрономии».
«Если бы в тот день было предложение заняться сейсмологией или заняться океанографией, я мог бы отлично сделать что-то еще. Возможно в другой жизни я сделаю что-то ещё...»
Есть ли другие миры, кроме нашего?
В начале 1970-х годов появился инструмент Coravel, и он оказался невероятно эффективным. «Я только что побежал за этой машиной, которая была слишком красивой, - вспоминает Мишель Майор. Итак, я отложил в сторону то, что было моей темой диссертации, и я сделал пятьдесят других работ, так как все, что связано с движением звезд, стало доступным."
С 1980 по 1990 год, с Антуаном Дукенном, он собрал огромный сбор данных о двойных звёздах.
Какое отношение это имеет к планетам?
В 1989 году Мишель Майор и его коллеги обнаружили вокруг звезды HD 114762 "маленькую" звезду, в одиннадцать раз большую, чем наш Юпитер. Слишком большая, чтобы быть планетой, слишком легкая, чтобы вызвать термоядерный огонь звезды, просто коричневый "карлик". Это заставляет Мишеля Майора предполагать, что вне-солнечные планеты находятся в пределах досягаемости более точного спектрографа.
Это будет Elodie, установленная в 1994 году в обсерватории Верхнего Прованса (OHP). С января 1995 года появляется первый объект, почти приклеенный к звезде 51 созвездия Пегаса, своего рода горячий Юпитер, который вообще не был предусмотрен теорией. Но Пегас выходит из неба до того, как проверки сделаны. Необходимо дождаться июля, чтобы созвездие снова появилось. Шесть месяцев терпения. Ожидание тем более болезненно, говорит Мишель Майор.
После публикации открытия 23 ноября 1995 года, происходит взрыв СМИ. Два швейцарца ответили на фундаментальный вопрос, которому несколько тысяч лет: существуют ли другие миры, кроме нашего? Мишель Майор любит цитировать Эпикура, который в письме к Геродоту говорит, что «атомы, из которых мог родиться мир, или из которых он мог бы быть построен, не исчерпывают себя ни в одном, ни в конечном количестве миров ».
Таким образом, ничто не мешает бесконечности миров.
«Мы не играем в лотерею, все запланировано»
Но следует сразу добавить, что после философии наступают серьезные научные вещи: это открытие доказало, что наш сценарий формирования Солнечной системы был не правильным или не полным, что наша солнечная система ни в коей мере не была типичной моделью: планеты находились очень близко к их звезде, другие с очень вытянутыми орбитами, другие с очень большими массами и т. д."
В начале года папа экзопланет отпраздновал свое 65-летие. Он только что закончил свой последний год обучения. Не стоит вопрос о выходе на пенсию. Мишель Майор продолжает работать с Арфами, но время от времени заглядывает в свой кабинет, где накапливаются статьи.