Найти тему
Ночной киноэкспресс

"Охота": как клевета ломает жизнь

Охота | Jagten | 2012

Режиссёр: Томас Винтерберг

Сезон охоты на ведьм ещё не закрыт?

Казалось бы, охота на ведьм заняла прочное место в учебниках истории в разделе «плохой опыт человечества, к которому не стоит возвращаться». Увы, место инквизиторов заняли параноики и оголтелые активисты, которые во всём и всех видят угрозу. А на месте «ведьм» так и остались обычные люди, чья жизнь может быть разрушена из-за простого обвинения в том, чего они никогда не совершали.

Скорее всего вы подумали о многочисленных скандалах по обвинениям в изнасиловании, сексуальных домогательствах и т.д. и т.п. Массовая истерия вокруг подобных случаев особенно усиливается, когда оказывается, что обвинение изначально было ложным. Можно вспомнить случаи, когда из-за этого ломались людские судьбы.

Разумеется, кино не могло обойти эту тему стороной. Поэтому сегодня хочется поговорить о фильме «Охота» датского режиссёра Томаса Винтерберга.

О чём фильм?

Лукас (Мадс Миккельсен) работает воспитателем в детском саду. У него хорошие отношения с детьми и коллегами, поэтому на работе у него проблем нет. В личной жизни дела складываются менее удачно: бывшая жена не хочет, чтобы сын Лукаса, Маркус, проводил время с отцом. При этом сам Маркус отца уважает и даже хочет жить с ним.

Однако привычный ход жизни главного героя меняется, когда одна из воспитанниц Лукаса, Клара, заявляет, что тот домогался её. Из-за этого, как вы уже поняли, на Лукаса начинается «охота». Нет, его не сжигают на костре и не сбрасывают со скалы, ведь он живёт в гуманном обществе. Так как же, по мнению создателей фильма, выглядит современная альтернатива охоты на ведьм?

-2

Презумпция вины

Первой о домогательствах к Кларе узнаёт одна из воспитательниц, которая первым делом приглашает детского психолога, чтобы провести допрос с пристрастием просто поговорить с ней о случившемся. Уже здесь можно понять, что взрослые изначально склонны доверять только маленькой девочке, ведь дети врать не могут. Но при этом взрослые забывают, что для детей являются нормальными склонность к фантазиям и стремление соответствовать ожиданиям взрослым, даже если ради этого нужно немного приврать.

Следующими, кто узнают о произошедшем, становятся все родители, которых созвали на специальное родительское собрание. Именно здесь ложь девочки и трансформируется в истину для всех взрослых. При этом никто прямо не обвинял Лукаса: воспитательница специально уточнила, что проводятся «специальные процедуры», поэтому паниковать не имеет смысла. Но приговор для Лукаса уже вынесен.

В античности распространённым являлся такой вид наказания, как изгнание (например, применявшийся в Афинах остракизм). Уже тогда было очевидно, что вне общества человек жить не способен. Изгнание главного героя происходит постепенно, по нарастающей. Сначала ему запрещают возвращаться в детский сад, что вопросов не вызывает. Однако настоящие проблемы начинаются, когда друзья и родственники Лукаса один за другим начинают верить в его виновность.

-3

Собственно говоря, девочка, из-за которой всё и началось, является дочерью его близкого друга, Тео. С одной стороны, обвинять родителей в том, что они заняли позицию своего ребёнка, бессмысленно, так как стремление защитить его сильнее любых социальных связей. С другой, люди мгновенно забывают, что существуют такие вещи, как презумпция невиновности и т.п.

В «Охоте» есть много удачных решений, благодаря которым происходящее на экране выглядит убедительнее и не отвлекает от поднимаемой темы. Во-первых, фильм не позиционирует себя как детектив и не задаёт вопрос «что же на самом деле произошло с Кларой?». Нет в нём и элементов судебной драмы, хотя что-то общее с «Убить пересмешника» найти можно: и там, и там люди подвержены предубеждениям и не желают замечать очевидные факты.

О каких «очевидных фактах» идёт речь? Нам прямо не говорят, было или нет событие, давшее толчок сюжету фильма. Слова Клары не следует брать в счёт, так как она успевает несколько раз отказаться от них, чтобы снова повторить.

Главным доказательством невиновности Лукаса является… он сам. Нас знакомят с ним, показывая его работу, отношения с друзьями и с сыном. Мы убеждаемся, что он – хороший человек. Можно даже сказать, что Лукас показан нарочито «хорошим парнем», который не в состоянии совершить те вещи, в которых его обвиняют. Если для посторонних рассказы о том, насколько такой-то человек добр, мил и отзывчив, являются пустым звуком, то близкие Лукаса могли бы учесть это. Однако вся его репутация стирается в пыль даже среди близкого окружения.

-4

Во-вторых, фильм пытается показывать только те вещи, которые близки рядовому зрителю. Ведь главного героя можно было сделать успешным голливудским актёром или продюсером, а вместо девочки выдумать молодую актрису (дальше додумывайте сами). Но тогда в святость главного героя было бы гораздо труднее поверить. Ещё важнее, было бы сложнее переживать тем трудностям, с которыми он столкнётся.

Если сначала «наказанием» Лукаса является потеря работы и уважения среди окружающих (что само по себе серьёзно), то дальше начинается откровенный перегиб. Общество отнимает у Лукаса не только социальные возможности (помимо увольнения его не хотят обслуживать в продуктовых магазинах), но и посягает на него физически (брошенный в окно камень уже не удивляет Лукаса).

-5

Несомненным достоинством фильма является актёрская работа Мадса Миккельсена, который сумел перевоплотиться в простого, доброго человека, который всё сильнее страдает не из-за того, что его в очередной раз побили, а потому что даже близкие не хотят верить в его невиновность. Невозможность высказаться и быть если не понятым, то хотя бы услышанным, больше всего изматывает Лукаса. И даже на Рождество, придя в церковь на песнопение, Лукас замечает враждебные взгляды окружающих. Взгляды охотников на жертву.

«Охота» приводит нас к простому, но важному выводу – сперва нужно разобраться, что произошло на самом деле, и только потом наказывать (если есть за что). Но существующие и можно даже сказать прочно укоренившиеся в обществе страхи, предрассудки и ложные ценности мешают справедливости.