Уверен многие не знают, что в Московском Кремле на протяжении веков существовали ремесленные мастерские. Лучшие мастера изготавливали для великокняжеской, позднее царской семьи, а также для патриаршей ризницы и соборов Кремля различные высокохудожественные предметы из золота и серебра с каменьями драгоценными.
Кроме того, в мастерских делали уникальные доспехи, богато украшенное холодное и огнестрельное оружие для царских особ, серебряную с позолотой конную упряжь. Рядом работали ювелиры и живописцы. Появилась целая школа царских изографов-иконописцев – одна из лучших в стране.
Мастерские называли палатами. Существовали Оружейная, Серебряная, Золотая, Иконописная, Царицына и другие палаты. Расцвет деятельности производственных мастерских в Кремле пришёлся на 17 век. В связи с дальнейшей централизацией русского государства в Москву привезли мастеров из других регионов и городов: Суздаля, Владимира, Мурома, Новгорода, Казани. Для работы в мастерских также приглашали иностранцев.
Труд кремлёвских мастеров был достаточно тяжёлым и низко оплачиваемым. Если заказ был срочным, работали от рассвета до заката, а иногда и в ночное время. Несмотря на это талантливые ремесленники различных специальностей сделали мастерские Московского Кремля главным центром расцвета декоративно-прикладного искусства в стране.
В начале 18 века мастерские Московского Кремля стали сокращать и переориентировать для военных нужд. Традиционное русское искусство при дворе царя-реформатора Петра Алексеевича не поощрялось. Высококлассные мастера сопровождали армию во время походов и просто чинили оружие.
Шедевры, созданные мастерами Московского Кремля, сегодня хранятся в Оружейной палате – музее-сокровищнице. Мы пару раз пытались туда попасть, но билетов не было, и у нас ничего не получилось. Совсем недавно произошло чудо, и редчайшие сокровища, драгоценные предметы искусства 17 века из "царских хранилищ" Кремля привезли к нам. Всего за 150 рублей можно осмотреть выставку, а для вас, мои читатели и зрители, всё бесплатно.
Распятие. Резная икона с живописной рамой с композициями «Страсти Христовы» в ковчеге. Икона – Западная Европа, конец 15 века. Ковчег и рама – мастерские Кремля, 1677 год.
Комплект сбруи и поводная цепь (кожа, золото, серебро, драгоценные камни). Сбруя была декорирована мастером Серебряной палаты Лукой Мымриным 1680-1690 годы.
Саадак – полный комплект вооружения лучника. Налучник и колчан – 1665 год, бархат изготовлен в Венеции (бархат, кожа, серебряные нити).
Тарелка – вторая половина 17 века. Чеканка, резьба, золочение по серебру. Принадлежала Богдану Хитрово. На дне тарелки вырезан герб Б.М. Хитрово. Это один из наиболее ранних гербов русской знати. Надпись гласит: «Боярина и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово».
Ковши серебряные литые с чеканкой, резьбой и золочением 1685 год и 1698 год. Подобные вещи часто служили наградами, которыми царь отмечал заслуги своих военачальников и государственных деятелей. На втором ковше вырезано имя награждённого – Филат Хлебников и надпись: «… пожалован сим ковшом за службу, что он в Перми Великой, Чердыни у Соли Камской… таможенного и кабацкого сбору учинил прибор немалой».
Я совсем недавно вернулся из уникального путешествия на яхте по Каме из современной Перми в Пермь Великую Чердынь.
В Чердынь под парусами: Начало... (28 фото)
https://zen.yandex.ru/media/au3142/v-cherdyn-pod-parusami-nachalo-5d8da4e780879d00b395d402