Что такое олигополия?
Олигополия - это рыночная структура с небольшим количеством фирм, ни одна из которых не может удержать других от оказания существенного влияния. Коэффициент концентрации измеряет рыночную долю крупнейших фирм. Монополия - это одна фирма, дуополия - две фирмы, а олигополия - две или более. Точного верхнего предела количества фирм в олигополии не существует, но он должно быть достаточно низким, чтобы действия одной фирмы оказывали существенное влияние на другие.
Основные понятия
- Олигополия - это когда небольшое число фирм вступают в сговор, прямо или косвенно, с целью ограничения производства и/или фиксирования цен, чтобы получить прибыль выше нормальной рыночной.
- Экономические, правовые и технологические факторы могут способствовать формированию и поддержанию или ликвидации олигополий.
- Основная трудность, с которой сталкиваются олигополии, заключается в том, что заключенный сталкивается с дилеммой, с которой сталкивается каждый член, что побуждает каждого члена обманывать.
- Государственная политика может препятствовать или поощрять олигополитическое поведение, и компании в странах со смешанной экономикой часто стремятся получить благословение правительства на пути ограничения конкуренции.
Понимание олигополии
История олигополий включает в себя сталелитейщиков, нефтяные компании, железнодорожные пути, шинное производство, сети продуктовых магазинов и операторов беспроводной связи. Экономическая и правовая проблема заключается в том, что олигополия может блокировать новых участников, замедлять инновации и повышать цены, что наносит вред потребителям. Фирмы, входящие в олигополию, устанавливают цены либо коллективно - в картеле, либо под руководством одной фирмы, вместо того, чтобы брать цены с рынка. Таким образом, рентабельность выше, чем на более конкурентном рынке. В чем разница между монополией и олигополией? Узнаете далее.
Условия, позволяющие олигополиям существовать
К условиям, позволяющим олигополиям существовать, относятся высокие начальные затраты на капитальные вложения, юридические привилегии (лицензия на использование беспроводного спектра или земли для железных дорог) и платформа, которая приобретает ценность для большего количества клиентов (социальные сети). Глобальная трансформация технологий и торговли изменила некоторые из этих условий: например, шельфовое производство и рост "мини-заводов" повлияли на металлургическую промышленность. В области офисного программного обеспечения компания Microsoft стала мишенью Google Docs, которая финансировалась за счет средств поискового бизнеса компании Google.
Почему олигополии стабильны?
Интересный вопрос - почему такая группа стабильна? Фирмы должны увидеть преимущества сотрудничества над издержками экономической конкуренции, затем договориться не конкурировать, а вместо этого договориться о выгодах сотрудничества. Фирмы иногда находят творческие способы избежать появления фиксации цен, как, например, использование фаз Луны. Другой подход заключается в том, чтобы фирмы следовали за признанным ценовым лидером; когда лидер поднимает цены, за ним последуют другие.
Принципиальная проблема, с которой сталкиваются эти фирмы, заключается в том, что у каждой из них есть стимул для мошенничества; если все фирмы в олигополии соглашаются совместно ограничить предложение и удерживать высокие цены, то каждая из них получает существенный бизнес от других, нарушая соглашение, которое подрывает другие. Такую конкуренцию можно вести как за счет цен, так и за счет простого увеличения собственного выпуска продукции, поступающей на рынок.
Теоретики игр разработали модели для этих сценариев, которые образуют своеобразную дилемму заключенного. Когда затраты и выгоды сбалансированы таким образом, что ни одна фирма не хочет выходить из группы, это считается равновесным состоянием равновесия для олигополий. Это может быть достигнуто договорными или рыночными условиями, правовыми ограничениями или стратегическими отношениями между участниками олигополии, которые позволяют наказывать мошенников.
Интересно отметить, что и проблема сохранения олигополии, и проблема координации действий покупателей и продавцов в целом на рынке связаны с формированием выигрыша от различных дилемм заключенного и связанных с этим координационных игр, которые повторяются с течением времени. В результате многие из тех же институциональных факторов, которые способствуют развитию рыночной экономики за счет уменьшения дилемматических проблем заключенных среди участников рынка, таких как обеспечение соблюдения контрактов, культурные условия высокого доверия и взаимности и справедливая экономическая политика, потенциально могут также способствовать поощрению и поддержанию олигополий.
Итого:
Правительства иногда реагируют на действия олигополий законами, запрещающими фиксирование цен и сговор. И все же, если картель может зафиксировать цену, если он действует вне досягаемости или по благословению правительства. ОПЕК является одним из примеров, поскольку она представляет собой картель нефтедобывающих государств, не имеющих всеобъемлющих полномочий. С другой стороны, в странах со смешанной экономикой олигополии часто ищут и лоббируют благоприятную государственную политику, чтобы она осуществлялась под контролем или даже под непосредственным надзором государственных органов.