Найти тему
Global Analytics

Россия и Африка

На текущем саммите Россия - Африка, Президент РФ В.В. Путин заявил:

"Многие российские компании давно и успешно работают с партнерами из самых разных секторов африканской экономики, настроены наращивать присутствие в Африке. Мы такие планы, конечно же, будем поддерживать с государственного уровня".
"Африканские страны привлекают все больше внимания российского бизнеса. Это связано с тем, что Африка становится одним из центров роста мировой экономики. По оценкам экспертов, к 2050 году ВВП африканских государств достигнет 29 триллионов долларов. За пять лет взаимный российско-африканский товарооборот вырос более чем в два раза и превысил 20 миллиардов долларов - (ц) РИА

Собственно в этой формулировке нет ничего странного, а скорее наоборот много позитивно интересного, в частности то, что Россия в открытую заявляет о своих внешнеполитических и экономических планах относительно Африканского континента.

Заявление на саммите, как и сам саммит конечно же совпадает по времени "развязки" гражданского конфликта в Сирии и антитеррористической операции. На руинах некогда "здоровой" Сирии образовавшихся после вторжения из Ирака и иных территорий радикальных исламистов, конечно же остались неразрешенные вопросы - в частности это послевоенное устройство Сирии и её восстановление.

Однако, интенсивность действий и подполье, которые требовали активного вмешательства и тщательной координации со стороны как ВС РФ, так и Министерства Иностранных Дел уже менее необходима. Поэтому достигая одну внешнеполитическую цель, Россия озвучивает в планах на следующие 5-15 лет новые планы.

Существенный фактор интереса России к Африке - абсолютно идентичен интересам к этому же континенту стран Запада, Ближнего востока и Китая. Новые рынки сбыта, дешевая рабочая сила, дешевый импорт, большие залежи полезных ископаемых и углеводородных.

Помимо всех "плюшек", Африка это раздираемая гражданскими конфликтами территория, практически в каждой стране есть свои внутренние конфликты разной степени интенсивности. Зачастую эти конфликты разогревались бывшими метрополиями.

Рассмотрим одну наиболее известную широкому кругу лиц страну - ЦАР.

ЦАР на сегодняшний день существует фактически двоевластие, с одной стороны избранный президент Туадер Фостен-Арканж, с другой стороны Мишель Джодотия лидер Селика и исламистской части общества ЦАР (прим. автора - ЦАР является в подавляющем большинстве Христианской страной), который относительно недавно (прим. автора - 2012 год) успешно захватил и удерживал столицу Банги ( прим. автора: Оборону которой держали, как Правительственные войска, которым оказывали помощь ВС ЮАР - но не справились).

После захвата столицы Джодотия - объявил себя президентом ЦАР попутно заявив о том, что ЮАР и Китаю, похоже не место на землях ЦАР. (Примечание автора: Речь идёт о добыче алмазов).

Помимо этого, так же сообщив всем, что намерен обратиться за помощью к Франции (прим. автора - Франция бывшая метрополия ЦАР), для восстановления армии и страны.

В ходе противостояния Селики и Правительственных войск, бойцы Селики беспощадно расправлялись с христианами в деревнях, грабили и убивали местных крестьян и фермеров, в связи с чем в народных массах появилось сопротивление в виде ополчения в лице Антибалака, которое в дальнейшем действовало как самостоятельно, так и совместно с правительственными войсками.

Стоит отметить, что существование Джодотии и его начальные шаги, даже в формате повстанца - носили абсолютно объективные причины, возможно, в связи с этим многие действия повстанцев приносили положительные плоды и получали поддержку. Отражение этого суждения можно увидеть в статьях разных СМИ за тот период:

Детодия заявил, что альянс прибегнул к оружию "в знак протеста против политики эксклюзионизма" правительства Бозизе.
Детодиа утверждал, что с момента захвата власти президентом Анже-Феликсом Патассе в марте 2003 года Бозизе правит на этнической основе.
"Многие люди из других этнических групп и различных политических партий подвергаются остракизму и запрещаются участвовать в управлении страной", - сказал Детодиа. - 2 ноября 2006г.

Однако не стоит исключать и то, что эти СМИ могли ретранслировать своего рода пропаганду против действующей власти ЦАР, в интересах определенного круга лиц или стран. Так как официально (согласно этим же СМИ) правительство ЦАР никаких обращений и предложений не получало.

С того времени многое изменилось, Селика получала помощь из различных источников, помимо Франции, которая плела свои интриги, сначала подталкивала Джодотия к конфликту, а затем своими силами вмешалась в бойню в столице Банги и разводила стороны, оставаясь при этом на стороне Джодотии. Известно так же, что ООН через Судан (примечание автора: возможно наоборот Судан прикрываясь голубыми касками защищал Селику). вольно или невольно оказывал военную поддержку Селике. Так же сообщалось о том, что Саудовская Аравия оказывает материальную поддержку исламистам Селики.

В общем то, с точки зрения "главного союзника мирных процессов" в ЦАР - Франции, приезд Президента ЦАР в РФ (2017 год и далее) и активизацию переговоров по двустороннему сотрудничеству, окончившееся подписанием "оборонительного соглашения", - вызвало негативную реакцию во властных кругах Франции.

После подписания соглашения между РФ и ЦАР, туда были направлены военные советники МО РФ для обучения ВС ЦАР, а другая часть специалистов МО РФ встали на охрану Президента ЦАР. Разные СМИ по этому вопросу писали разное, однако большинство связывало появление специалистов МО РФ с представителями так называемой ЧВК Вагнер (намекая на противозаконность этого формирования и очерняя в целом их действия, а через них соответственно власть РФ).

Расследуя эту же версию или в попытках доказать эту версию - по заданию и финансированию М. Ходорковского в ЦАР была отправлена группа журналистов, которые к сожалению стали жертвами боевиков Селики.

Многие мировые СМИ после визитов президента ЦАР в Россию и сообщениях, о неких якобы Российских наемниках в ЦАР - поспешили упрекнуть президента ЦАР, в том, что он якобы, обменивает наемников на алмазы (прим. автора - речь идёт о шахтах находящихся на территориях подконтрольных Селика).

Однако президент ЦАР - с должной уверенностью и вполне грамотно ответил, что в стране свободное либеральное законодательство и двери открыты для любых заинтересованных стран и компаний, Россия не исключение. (Прим. автора: Простыми словами, Президент ЦАР сообщил всем, что готовы сотрудничать со всеми, кто придёт договариваться к ним по вопросу добычи, импорта и экспорта, а не пойдет интриговать и договариваться к Селике - это достаточно благоразумный шаг и аргумент в его пользу).

И вправду, причём здесь наемники и алмазы? При всех раскладах и вариациях рассмотрения этого вопроса (от самых критичных до позитивных), граждане ЦАР и действующая власть извлекают выгоду. Получается, что большинству либеральных СМИ не выгодно то, что выгодно властям и народу? Конечно звучит это удручающе, но только такой вывод можно сделать, если искать причины и анализировать следствия в этих статьях - разномастных по природе, но либеральных по направленности СМИ.

Что мешает России и ЦАР полноценно развивать "оборонительные" соглашения, и вообще, что мешает властям ЦАР в конец уже экипировать армию и победить повстанцев, ведь Алмазы есть , деньги есть, инвесторы крупные готовы ?

Главной проблемой полноценного сотрудничества России в Африке, да и в частности с ЦАР, является та же проблема, которая не даёт потухнуть гражданским конфликтам во множестве стран, и которая даёт существенный профит для черных рынков (в том числе и появлению этих рынков) оружия, драг металлов/камней и т.д. - Это ООН, а если быть точнее - то оружейные и иные эмбарго от ООН.

Все прекрасно догадываются, что в той же ЦАР Селика пополняет свои ряды и добывает оружие не в шахтах, откуда оружие приходит и кто покупатели алмазов - поставщики оружия и боеприпасов для них? Конечно же "черный рынок".

Самый простой алгоритм работы в ограничениях черного рынка: ЦАР граничит с Южным Суданом и Суданом (при.автора: На севере - территория подконтрольная Селика). Джадоти был консулом в этой стране (Судан, до референдума), а значит у него оставались каналы связи по дип линии, даже если их откинуть, как только он начал повстанческую войну, сразу появились те, кто его компанию против власти спонсировали в обмен на рудники и алмазы оттуда.

Вот простой пример: International Amnesty раскрывает сделку зарегистрированной в Лондоне Украинской компании, которая с 2014 года через договор с ОАЭ поставляет оружие в Южный Судан. В ОАЭ сосредоточены лучшие ювелиры ближнего востока, поэтому неудивительно, что ОАЭ вполне может принимать в ответный дар алмазы, дальше их легализовать и перепродавать в виде изделий в любой точке мира, а поставщики и посредники этих сделок получают свой профит.

Другой аналогичный пример был раскрыт иначе, организацией под названием: Organized Crime and Corruption reports , в которой к удивлению многих, так же причастны Украинские власти. Только в этот раз их поймали за помощь Польше в организации преступления в отношении ЕС по ограничению экспорта вооружений. (прим. автора - Украина организовала перевалочную базу на своей территории для организации схемы, а так же стала посредником и поставщиком).

Оказавшиеся в распоряжении OCCRP документы свидетельствуют о том, что украинские официальные структуры и местные компании сделали из страны важную «перевалочную базу» переправки оружия советского типа из Европы в Африку и на Ближний Восток. При этом значительная часть оружия идет из стран, ныне входящих в ЕС.

Я думаю, что если порыться в тоннах информации по публикациям в интернете и по архивам различных организаций подобно этим, то найти можно будет ещё много чего.

В связи со всем этим хаосом в Африке, очевидно стало то, что вполне вероятно, - ООН не только своим эмбарго способствует развитию черных схем и открытию новых черных рынков, сколько при содействии с определенными странами (например Франции и Судана или Южного Судана) участвует сама в этих схемах, закрывая глаза на то, что проходит через их блокпосты и попадает в руки повстанцев и в обратном направлении (черный рынок алмазов).

Отсюда, вполне логично то, что президент ЦАР обращается в ООН с просьбой об отмене Эмбарго наложенного ООН ранее. В этом порыве новый деловой Партнер России попросил помощи или поддержки так же у России. В чем Россия ему не отказала и выступила с заявлением об отмене оружейного эмбарго в ЦАР. Но прежде чем, Россия об этом заявила, ЦАР так же сделал благосклонный жест в адрес интересов России на международной арене - Отозвав признание Косово независимым государством.

Таким образом, всё что мы видим на сегодняшний день происходящее в Африки с участием России это результат плодотворных работ (адресных) по всем направлениям, а не спонтанная реакция и перенаправление. Просто пришло время озвучить это направление публично.