1K подписчиков

ПУСКАЙ КНИГА ЖИВЁТ!

117 прочитали

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов. Не берусь соперничать с Хемингуэем, так как жизнь человека, о котором собираюсь рассказать, таким образом описать возможно, но только вряд ли это будет иметь смысл. Тем не менее, для начала так – «Пашинян Эдуард Рубенович – музыковед, композитор, педагог».

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.

Хотя для многих его учеников, близких, родных и меня, вашего покорного слуги, правильнее было бы сказать следующее: «Сильный, мужественный, талантливый педагог, учитель... папа!»
Ровно за год до победы, 9-го мая 1944 года на долю молодого пианиста Эдуарда Пашиняна выпало нелёгкое испытание – тяжёлое ранение под Севастополем. Ранение в руку! Вы представляете, что это значит для начинающего пианиста?

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-2

Но даже угроза, если не говорить ужас, потерять руку, а вместе с ней и цель жизни, мечту стать великим пианистом, не сломила дух 19-летнего бойца-музыканта. Единственное, о чём он просил доктора перед операцией – не ампутировать – «хоть не дееспособная, хоть обрубок, хоть что-то! Но только не ампутировать!»
Доктор ничего не ответил.
После операции очнулся в тёмной комнате. Мозг судорожно начал работать. Было такое ощущение, что он и не отключался – «как же всё прошло? что решил доктор?!» Собрав волю в кулак и подготовившись к самому худшему, Эдик медленно подвёл правую руку к тому месту, где уже, как казалось, левой руки не должно было быть. И... о чудо, о счастье – рука! Доктор всё же решил не ампутировать всю руку, ограничившись лишь удалением некоторых суставов и сухожилий, задетых осколками бомбы.
Этот день Эдуард Рубенович стал считать днём своего второго рождения!
До последних дней своей жизни он будет отмечать этот день как тройной праздник – День Победы в Великой отечественной войне, День освобождения Шуши – родины его тестя, основателя театра юного зрителя, режиссёра и актёра Тиграна Шамирханяна и, конечно же, как день своего второго рождения под Севастополем.

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-3

Вернувшись в Ереван, Пашинян поступает в 1946 году на теоретико-композиторский факультет Ереванской гос. консерватории. Однако, позже – в 1948 году – взвесив все «за» и «против» и придя к выводу, что нормальным пианистом ему уже не стать, он поступает в медицинский институт, хоть и продолжает одновременно учиться в консерватории. Но не надо думать, что Пашинян сломался – нет, он, просто, пытался найти разумный выход из сложившейся ситуации. И... опять же недюжинная сила воли, целеустремлённость и трудолюбие берут верх – он придумывает небольшую конструкцию в виде перчатки, снабжённой изнутри... (вот тут я умолкаю, так как эти авторские права на изобретение принадлежат не мне)... словом, придуманная Пашиняном перчатка позволяла играть левой рукой. Конечно же не на все 100 процентов, но, меня поймут музыканты, а некоторые и вспомнят, что инвенции Баха и этюды Шопена Пашинян исполнял спокойно.

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-4
Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-5

В 1951 году окончив консерваторию, а в 1954 году – медицинский, Эдуард Рубенович всё же возвращается в музыку и становится преподавателем (зав. теоретич. отд.) Ереванского музыкального училища им. Р. Меликяна.
Далее с 1961 года начинает преподавать в консерватории, а в 1971 году становится доцентом кафедры теории музыки.

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-6

Защитив кандидатскую диссертацию, коей явился «Учебник гармонии», написанный в 1968 году. Пашинян принимается за создание самого главного своего произведения - теории универсальной суперладовой тональной системы в музыке. Теория, поначалу повергшая в недоумение, а затем в восторг большинство корифеев того времени. Кстати, о том времени – для того, чтобы получить звание профессора кандидату искусствоведения необходимо было сначала окончить докторантуру. Однако на это у Пашиняна не было времени
– Я детей музыке учу – мне некогда такими вещами заниматься, - не раз отнекивался Пашинян.

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-7

И правда – большинство «детей», коими он называл практически всех своих учеников – Светлану Навасардян, Лусине Закарян, Армена Ананяна, Роберта Амирханяна, Арама Сатяна, Рузанну Степанян, Арташеса Карталяна, Давида Азаряна, Артура Сатяна и многих других, ныне известных деятелей искусств Армении – уже были членами Союза композиторов и музыковедов Армении, в то время как их любимый учитель таковым отнюдь не являлся. Но... время всё расставляет на свои места.

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-8

Спустя некоторое время Пашиняна вызывают в Москву. Оказывается, его теорией суперладовой тональной системы заинтересовались и достойно оценили – решением Высшей Аттестационной комиссии Эдуарду Рубеновичу Пашиняну присваивается почётное звание профессора искусствоведения. Скажем так, не совсем заурядный для советского времени случай, когда в обход «доктора», кандидату присваивают звание профессора.
Своеобразным резонансом на родине явилось присвоение Эдуарду Пашиняну (спустя некоторое время) звания заслуженного деятеля искусств Армянской ССР.

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-9

Пашинян продолжает работать в консерватории, где совместно с педагогической деятельностью, продолжает создавать свои научные труды:
«Ладотональная система музыки 20-го века», «Из опыта работы музыкального методического объединения», «Некоторые вопросы гармонии в свете универсальной суперладовой системы и их трактовка в других современных теоретических учениях» .
И наконец, «Учебник полифонии», спонсором издания которого стал добрый знакомый Пашиняна и меценат архиепископ Шаге Ачемян. Однако, так уж вышло, что издание этого учебника совпало с трагическим событием в жизни Эдуарда Рубеновича – смертью горячо любимой супруги Седы Тиграновны Шамирханян. Это событие полностью изменило Пашиняна. Из задорного, бодрого, жизнерадостного он превратился в грустного, молчаливого человека с вечно мокрыми глазами. Будучи окружён любимой семьей, не зная ни в чём недостатка, тем не менее, он до последних дней своей жизни не смог смириться с этой потерей – потерей частью себя.

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-10
Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-11

Изредка лишь, и в этом заслуга его учеников, таких, как Рузанна Степанян, Эдуард Рубенович «возвращался» и даже писал научные статьи:
«О ладогармончиеских особенностях произведений Арама Хачатуряна», «Вопрос ладового развития относительного музыкального слуха»,
«Принципы развития музыкального языка в композиторском творчестве 20-го века», «Полиладово-политональное полимонодическое начало – основа многоголосия хоровых произведений Комитаса», «Зонная функция ступеней лада» (совместно с Р.Степанян) и т.д.

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-12
Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-13
Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-14

Его любили и ученики, и друзья, и даже враги.
Дядя Эдик, Эдуард Рубенович, товарищ Пашинян – его называли по-разному. И любили по-разному.
Я горд тем, что тоже являюсь учеником этого великого человека. Но не в области музыки – в «области жизни»!
Именно поэтому я называю его просто – ПАПА.

4 ноября. 2004 год. После тяжёлой болезни папа... скончался.
Заснуло навеки сердце вечно молодого музыканта.

P.S.
Эдуард Рубенович очень сетовал, что из-за его состояния, он не может заниматься книгой – «Учебником полифонии».
«Книга должна жить! должна учить! А она тут... пылится!» - не раз повторял Пашинян.
Будучи его внуком и исполняя последнюю просьбу своего деда, я буду рад презентовать этот учебник всем желающим.

Пускай книга живет!

Говорят. когда-то Хемингуэй выиграл спор, пообещав и написав историю одной жизни, использовав всего шесть слов.-15