Найти тему
The Brain

Детское “лепетание”

Прежде чем ребенок начинает произносить понятные нам слова, он четыре-шесть месяцев, как мы говорим, “лепечет”. А еще раньше, до того, как он начнет лепетать, младенец “гукает” и произносит невнятные звуки.

На этом этапе у него формируется способность лепетать, т.е. произносить относительно устойчивые звуки, перемежающиеся периодическими паузами, во время которых воздух свободно проходит через голосовой тракт.

Ритмические звуки игрового характера типа «да-да-да» или «ба-ба-ба», которые произносит ребенок, хорошо известны детским воспитателям. Р. Старк и Дж. Бонд, сотрудники Института Джона Кеннеди в г. Балтиморе, изучали речевые особенности трех маленьких детей.

Исследователи пришли к выводу, что их поведение отражает резкие скачки в развитии речевых навыков и, с точки зрения нейрофизиологии, вероятно, связано с такими движениями, как ритмическое размахивание ручками и покачивания, которые начинаются у детей примерно в том же возрасте.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%83%20%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%85&isize=eq&iw=600&ih=600&pos=13&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fautogear.ru%2Fmisc%2Fi%2Fgallery%2F66378%2F2155317.jpg
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%83%20%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%85&isize=eq&iw=600&ih=600&pos=13&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fautogear.ru%2Fmisc%2Fi%2Fgallery%2F66378%2F2155317.jpg

Результаты своих исследований ученые представили на заседании Американского акустического общества, состоявшемся недавно в Сан-Диего (шт. Калифорния).

Несмотря на то что детское лепетание уже давно признано особой стадией, отличной от предшествующего ему периода произнесения звуков, рассматриваемая проблема вызвала новый интерес у лингвистов, так как пока у детей наблюдали лишь небольшой набор произносимых звуков.

До недавних пор большинство ученых полагали, что лепечущие младенцы пробуют произносить все звуки, которые встречаются в языках всех народов. Теперь же известно, что многие используемые в речи звуки почти никогда не появляются в детском лепете, а другие, напротив, произносятся всеми детьми очень часто, независимо от языка той страны, где родился ребенок.

Детский лепет изучают в странах, в которых говорят на арабском, китайском, английском, японском, норвежском, испанском языках и на языке юкатанских индейцев.

У всех народов, говорящих на этих языках, младенцы чаще всего произносят носовые звуки “н” и “м”, промежуточные типа “уай” или “уи”, а также отрывистые согласные звуки, такие как “д”, “т” или “б”, за которыми следует гласный звук, получающийся при естественном «лежачем» положении языка, как, например, звук “е” в слове «бег» или звук “а” в слове «пат».

Гласные звуки, получающиеся при максимально поднятой спинке языка (типа “о” в слове «ода») или передние звуки, произносимые с округленными губами, как в слове «тур», встречаются редко. Так же редки согласные звуки “л”, “р”, “ф”, и “в” и сочетания согласных типа “ст”.

Кроме того, как указывает Д. Кимбрау Оллер из Университета г. Майами, дети в период лепетания предпочитают те звуки, которые потом часто повторяются ими несколько месяцев спустя, когда они начинают произносить значащие слова.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%B8%D1%82%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%20&isize=eq&iw=600&ih=600&pos=21&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcdnde1.img.sputniknews.com%2Fimages%2F30814%2F68%2F308146842.jpg
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%B8%D1%82%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%20&isize=eq&iw=600&ih=600&pos=21&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcdnde1.img.sputniknews.com%2Fimages%2F30814%2F68%2F308146842.jpg

Исследования Старка и Бонда

Старк и Бонд в своих исследованиях использовали звуковую и видеозапись того, что произносили три младенца в домашней обстановке. Записи звуков были проанализированы и выявлены их различные акустические характеристики, такие, как форма звуковых импульсов, частотный спектр, периодичность повторения звуков, а также периодичность согласных звуков.

Видеозаписи позволили связать звуки, произносимые как до, так и после того, как ребенок начинает лепетать, с положением речевых органов и характером артикуляции и таким образом транскрибировать их.

Старк и Бонд сделали вывод, что лепетание является не только довольно стереотипным видом поведения, но и неизбежным этапом в развитии лингвистических способностей. До того как младенец начинает уверенно лепетать, он произносит звуки с длительными паузами, во время которых либо просто молчит, либо переводит дыхание.

И хотя в непрерывной серии звуков наблюдались различные изменения, ни в одной из них не удалось выделить отдельные слоги. Когда же в возрасте 6-8 месяцев ребенок вдруг начинает лепетать, в его «речи» можно отчетливо различить отдельные непродолжительные слоги; такие слоги были выделены по быстрым изменениям интенсивности произнесения звуков, а также по форме звуковых импульсов. В каждой непрерывной серии звуков можно было различить от двух до четырех слогов, каждый длительностью около пол секунды, причем младенцы произносили их по два или по три подряд.

На основании проведенных исследований все же нельзя сказать, какую роль играет детский лепет в овладении речью. Оллер поддерживает ту точку зрения, что лепет отражает появление у ребенка способности контролировать длительность и артикуляцию речевых звуков, хотя он и указывает, что эта стадия не обязательна в процессе овладения речью.

Дети, не способные лепетать вследствие перенесенной трахеотомии, могут научиться говорить после того, как целостность трахеи будет восстановлена. Другие исследователи полагают, что дети, лепечущие, играя со взрослыми, учатся очередности в разговоре, что является неотъемлемым поведенческим элементом в речевом общении.

Старк и Бонд отмечают, что примерно в том же возрасте, когда дети лепечут, они проявляют интерес к различным предметам и «общение» с ними часто принимает форму повторяющихся движений, таких, как махание или удары ручками. Такие повторяющиеся элементы поведения, возможно, отражают развитие моторных функций коры головного мозга.

Поскольку в характере лепета у разных детей отмечается значительно меньшее разнообразие, чем в других формах поведения, то некоторые лингвисты считают возможным по отклонениям в характере детского лепета обнаруживать на ранней стадии различного вида неврологические нарушения.