Найти тему

Финист — Ясный Сокол. Лайфхак для красной девицы как заполучить добро-молодца

Все мы помним и любим советскую киносказку про девицу Аленушку, которая отправилась в дальний путь на помощь заколдованному жениху. Пройдя множество испытаний, и пронеся сквозь них теплоту своей души, девушка спасает богатыря, а вместе с ним и всю сказочную Русь.

Фильм снят по сказке писателя и драматурга Николая Яковлевича Шестакова. В основе произведения писателя лежит совсем недетская народная сказка «Финист — Ясный Сокол». По художественным качествам народное творение конечно уступает сказке Шестакова. Зато она написана в рамках практически утраченной в наши дни старорусской народной культуры.

-2

Народная сказка начинается очень по-сказочному. Было у отца три дочери, младшая Марьюшка скромная и работящая, а старшая и средняя гламурные девицы, любящие принарядится и падкие на красивые безделушки.

Поехал отец на базар и дочки заказали подарки для себя, две старшие дорогие наряды, младшенькая перышко Финиста — ясна сокола. Сапожки и платьица он купил без труда, а вот с подарком для младшенькой было сложнее. Перышко отец нашел с огромным трудом и не сразу. Вернее его самого нашел загадочный старик и подарил с виду обычное соколиное перо. Отец, конечно, удивился, а напрасно. Перышко то заветное было.

-3

Марьюшка с помочью него приманила молодца. Она кинула перо на пол и произнесла заклинание.

«Любезный Финист — ясный сокол, явись ко мне, жданный мой жених!»

И Финист явился. Он поначалу пролетал в окно в облике сокола, затем бился о пол, превращался в молодца, а поутру соколом улетал. Так они трое суток и сожительствовали. А сестры сидели со своими платьицами и сапожками и зеленили от зависти.

Превращение волшебного молодца в сокола – это в сказках обычное явление. Даже своего рода знак качества. Кто попало, в сокола не превратится. Но есть и обратная сторона. В народе существовали способы защиты жилища от проникновения всякой сказочной невидали.

Одним из таких способов воспользовались сестры. Они навтыкали в оконную раму ножей (в некоторых вариантах сказки иголки). А сами затихарились, и ехидно хихикали над тем, как Финист бьется в окно и режет в кровь свою грудь. Марьюшка все это время спала. К утру она проснулась, но Финист уже в ней усомнился. Сказал :

«Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь.»

И улетел, оставив в небе кровавый след. Так вот проспала девица свое счастье. Марьюшка поплакала, смыла слезами кровь с подоконника и пошла в путь.

-4

Читатель может решить, что Финист попросту глумится над девушкой заставляя изнашивать железные башмаки, но это не так. Волшебные существа обитают в русских сказках в потустороннем мире «Тридевятом царстве». Этот мир находится за гранью мира, где находится Марьюшка. И для того что бы пройти между мирами простому смертному нужно переродится. А именно умереть и истлеть в этом мире. Но это в планы Марьюшки не входило. И девушка направилась к Бабе-яге - это мертвая колдунья, которая обитает между мерами и служит проводником. Чем ближе человек к пространству между мирами, тем больше он тлеет, а железо ржавеет. Соответственно чем ближе Марьюшка к домику на курьих ножках, тем более ржавели железные башмаки на ее ногах, посох в руках и колпак на голове. Возможно это послужило для девушки некой защитой от тления.

Обычно с функциями проводника справляется одна Баба-яга, но здесь их три, поэтому и железных комплектов то же три. Скорее всего, это связано с тем, что сестер тоже трое и Бабы-яги сестры. Таким образом, сказка говорит нам, что Бабы-яги предки Марьюшки. Это объясняет их лояльное отношение к героине. В пути, как и положено, в сказках ей помогают говорящие животные.

-5

От Бабы-яги девушка узнает:

«О красавица, долго тебе искать! Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе. Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда придешь в тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу — бери блюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать.»

Каждая Баба-яга одаривает девицу волшебным предметом и наставляет:

«Станут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать».

Марьюшка так и делает, царица предлагает продать, но девушка соглашается отдать только в обмен на то что бы увидеть Финиста. Трижды Царица показывает ей его спящего, и на третий раз она своей слезой его пробуждает и расколдовывает. Вот что значит, старших слушать, особенно если это Баба-яга.

-6

Царица стала негодовать, созвала князей да купцов. Обвинила Финиста в измене. Финист выступил с пламенной речью.

«Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?»

Уважаемые люди проявили мужскую солидарность и поддержали Финиста. И они покинули государство Царевны разлучницы.

«Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят»

А так же Финист и Марьюшка подписались на канал «В гостях у Сказочника», и поставили лайк под этой статьей.

-7