3K подписчиков

Эволюция японской аниме-индустрии:

811 прочитали
Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки

Интересно, что в Японии начали производить мультфильмы ещё в 1917 году, в эпоху немого кино. Собственный стиль рисовки и анимации в стране восходящего солнца сложился не сразу. Методом проб и ошибок в заимствовании приемов из американской и французской анимации зародилось аниме. Но японская анимация находилась в тени мультфильмов Уолта Диснея очень долго, кстати в то время производство аниме стоило значительнее дороже мультфильмов Диснея.

В связи с этим аниме-индустрия заняла нишу внутреннего рынка, производя ленты для государственных учреждений и компаний. Для аниме-индустрии это была прочная основа, но в результате катастрофического ущерба от Великого землетрясения в Канте в 1923 году, студиям пришлось начинать все с начала.

Хотя японские мультипликаторы продолжали бороться за мировую известность, сама Япония не была способна адекватно реагировать на такие инновации, как появление звукового кино (в 1929 году) и цветной пленки (в 1932 году). Японский режиссер Фуджи Нобуро стал первым человеком завоевавшим всемирное признание благодаря его работе - "Вор замка Багуда". Интересно, что он сделал мультфильм при помощи чийогами (японская цветная бумага).

Momotarou: Umi no Shinpei Мультфильм, 1945. Один из первых полнометражных японских анимационных фильмов.
Momotarou: Umi no Shinpei Мультфильм, 1945. Один из первых полнометражных японских анимационных фильмов.

Один за другим в аниме-индустрии начали появляться многообещающие художники и аниматоры, но с приближением войны товаров становилось все меньше и меньше, поскольку национальные настроения стали ещё более милитаристскими. Даже достать фильм было непростой задачей. Именно в это время увидел свет первый полнометражный мультфильм в истории японской анимации -"Божественные морские войны" - продолжительность которого составила 74 минуты! Этот фильм спонсировался военно-морским флотом и был призван поднять боевой дух населения.

Вскоре после окончания войны Генеральный штаб союзной оккупации собрал 100 художников в разбомбленных руинах Токио, дабы сформировать Shin Nihon Dogasja или New Japan Animation Company. Её цель заключалась в том, чтобы облегчить распространение политики оккупации, заставляя художников создавать аниме пропагандирующие демократию.

Рассвет Toei Doga (сейчас Toei Animation):

Белоснежка и семь гномов студии Дисней, мультфильм, 1937
Белоснежка и семь гномов студии Дисней, мультфильм, 1937

Во время восстановления Японии после войны, Акава Хироши (президент Toei), увидел мультфильм “Белоснежка” (1937 год), сделанный студией Дисней, и был поражен восхитительными цветами этого мультфильма. Уже в 1956 году закончили строительство современной анимационной студии Toei Doga - дворец с белыми стенами и кондиционерами, как называли его люди. Одной из главных задач этой студии было стать "Диснеем Востока".

Первой полнометражкой, выпущенной студией Toei Doga (ныне известная по таким сериалам, как One Piece, Драконий Жемчуг и Сейлор Мун), стал “Хакуджаден/Легенда о Белом Змее” (октябрь 1958 года). В основу мультфильма легла китайская сказка. Для создания этого фильма была отправлена исследовательская группа в США, а так же были приглашены эксперты из других стран в качестве наставников. В результате чего аниматоры данной студии смогли освоить технику «сборочного производства», использующуюся в Дисней. Toei наняла команду новых сотрудников, которые оттачивали свое мастерство, пока занимались производством фильма под наблюдением ветеранов-

аниматоров, таких как Мори Ясуджи и Дайкухара Акира. Интересно, что в период подготовки к вступительным экзаменам в колледж Хаяо Миядзаки был шокирован качеством фильма "Хакуджаден".

Легенда о Белой Змее Мультфильм, 1958
Легенда о Белой Змее Мультфильм, 1958

Не без осложнений в связи с устройством послевоенной Японии, студия смогла собрать выдающуюся команду молодых аниматоров, которая была готова работать за низкую зарплату. Однако, после того, как закон об удвоении заработной платы пришел в силу, заработная плата взлетела, и компания вскоре оказалась в минусе, а посещаемость таких мероприятий, как «World Masterpiece Fairy Tale Anime Seriese», проводимого каждый год во время весенних школьных каникул, падала. Финансовое будущее компании было неопределенным. Рабочее движение также набирало обороты, вызывая частые трудовые споры и столкновения между администрацией и трудовыми ресурсами. Такахата Исао и Миядзаки Хаяо, начали свою карьеру в Tōei Dōga (Такахата вошел в компанию в 1959 году, Миядзаки в 1963 году). Оба были активными членами профсоюза: Такахата исполнял обязанности вице-председателя, а Миядзаки - стал генеральным секретарем.

Астро Бой - первое японское телевизионное аниме:

Астробой Astro Boy tetsuwan atomu, аниме-сериал
Астробой Astro Boy tetsuwan atomu, аниме-сериал

В первый день 1963 года была показана первая получасовая серия "Астро Боя/Tetsuwan Atomu" на канале Fuji Television. Именно этот мультфильм стал отправной точкой экономического роста аниме-индустрии и соответственно началом ожесточенной конкуренции за телевизионную аудиторию.

Но из-за низких выплат, которые получала студия за "Астро Боя", созданного президентом Mushi Production - Тэдзука Осаму, компании пришлось безжалостно сокращать производственные затраты. Таким образом появилось больше статичных и менее детализированных кадров, а сюжет пытались сделать максимально простым. Кстати, именно в “Астро Бое” впервые начали использовать звуковую составляющую аниме на максимум, дабы скрыть статичность картинки (особенно в боевых сценах).

Но к сожалению компании все ещё не хватало денег для стабильной работы и поэтому Тэдзука решил инвестировать свой доход который он получает за публикацию манги. Это был очень щедрый жест с его стороны. Кстати, работники студии в серьез называли Тэдзука «богом манги».

Годы засухи и появление жанра - блокбастер:

Космический линкор Ямато, аниме 1974 год
Космический линкор Ямато, аниме 1974 год

Мерчендайзинг стал одним из основных заработков всех последующих аниме-сериалов частью основной бизнес-модели для всех последующих телевизионных аниме. В то время самым популярным жанром в аниме была научная-фантастика, а сразу же после махо-сёдзё. Кстати, первое аниме в жанре махо-сёдзё было — «Лулу, ангел цветов» (1979 год), но мировую популярность этот жанр конечно же приобрел после выхода аниме «Сейлор Мун». В 1969 году вышел первый эпизод семейной драмы «Садзаэ -сан», серии которой выходят и по сей день, а по совместительству является самым продолжительным сериалом.

В 1972 году произошел локаут (временная остановка работы) на студии Tōei Dōga из-за низких зарплат аниматоров. Тем же летом произошла огромная волна увольнений и оставшиеся работники были переведены на систему оплаты, основанную на результатах работы. Студия Mushi обанкротилась в 1973 году. Аниме индустрия впала в рецессию.

На фоне рецессионных настроений с 1971 по 1973 (шок Никсона, нефтяной кризис) появилось аниме, которое перевернуло устоявшееся мнение, что аниме - это мультики только для детей. Этим аниме стал “Uchū senkan Yamato/Космический линкор Ямато”, выпущенное в 1974 году в виде телесериала, а в 1977 году - появился художественный фильм, ставший общественным явлением, чрезвычайно популярным среди миллионов молодых людей.

Распространение фанатов «Japanimation/японской анимации»:

Садзаэ-сан, аниме 1969 года
Садзаэ-сан, аниме 1969 года

Тем временем японское телевизионное аниме стало популярным среди молодежи за рубежом. В некоторых странах взрослые отвергли его, обозвав «Japanimation» и раскритиковав его как дешевый, жестокий и похабный вид мультипликации. Когда мультфильм “Kyandi kyandi/Кенди Кенди” транслировался во Франции, девочек невозможно было оторвать от экранов телевизоров. Некоторые родители возмущались этим, утверждая, что их дети были испорчены странной культурой с Востока. Тем не менее, даже сейчас количество фанатов аниме продолжает расти по всему миру, в основном среди молодежи. Некоторые фанаты даже задаются вопросом: «Почему наша страна не может создавать произведения, которые превосходят аниме?» Сегодня аниме означает нечто совершенно иное, чем те негативные коннотации, которые у него были, а многие известные личности не скрывают любовь к аниме.

На данный момент японская аниме-индустрия находится на переломном этапе. Многие студии стали все чаще выпускать полнометражные фильмы, так как бюджет, выделяющийся на сериал, чаще всего значительно меньше нежели у фильма, а аниматоры работают за копейки только для того, чтобы экранизировать их любимую мангу или ранобэ.

Но уже сейчас можно заметить, как будет развиваться индустрия в будущем, посмотрев на стриминговые сервисы, например, на Netflix. Они имеют огромную аудиторию и всегда открыты для новых проектов.

Материал подготовил Михаил Протасов