1 подписчик

Изучение астрономии и астрологии в Римской империи

116 прочитали

Со времен Римской империи до эпохи Возрождения научные труды Клавдия Птолемея определяли как астрономию, так и астрологию. Величайший ученый древнего мира, был автором Альмагеста, детальной, математически сложной работы по движениям Солнечной системы.

Астрономы  Римской империи
Астрономы Римской империи

Знаменитая средневековая работа Альмагест (или Syntaxis Mathematica) скурпулезно описывает астрономию, сферическую геометрию, календарь.

Написал этот труд астроном из Александрии Клавдий Птолемей (в каких-то источниках Птоломей), который также был географом, изучал математику во II веке н.э.

В Альмагесте были расписаны с изображениями круговые движения Солнца, Луны и планет во вселенной, ориентированной на Землю. Чтобы это объяснить, математика Птолемея перешла к тригонометрии, и в связи с его анализом углов с использованием аккордов ему приписывают то, что он является одним из основателей этой области математики. Геоцентрический космос, который математически смоделировал Птолемей, мог бы с достаточной точностью предсказать, где среди звезд в будущем могут быть найдены Солнце, Луна и планеты. Поэтому необходимость совершенствования этой полезной модели не была насущной, и поэтому Земля оставалась в центре космоса в умах естественных философов на протяжении веков. Даже Коперник, чья гелиоцентрическая модель дала лишь немного лучшие результаты, не решался свергнуть эту древнюю структуру.

В дополнение к астрономии Птолемей является автором большой работы по астрологии. Работа обычно известна как Tetrabiblos или Quadripartitum (четыре книги по астрологии), хотя название «Математический трактат в четырех книгах» встречается в некоторых рукописях. В нем Птолемей представил предметный материал астрологии, организовал его в разделы и представил теоретически. Птоломей рассматривал астрологию как демонстрируемую систему с последовательными правилами и методами. Мастерское описание определило границы астрологии и подняло ее до уровня науки, и поместило ее на уровень, которому следовали и 13 веков спустя, и до сих пор.

Астрономия, которую он подробно изложил в Альмагесте, определил так: "Это то, что мы понимаем аспекты движений Солнца, Луны и звезд по отношению друг к другу и к Земле, которые происходят время от времени".

Птолемей подходил к астрологии, как к систематическому описанию природы, которое требует обязательного знания астрономии, математики и естественной философии.

Старинное изображение Птолемея с представлением о солнечной системе
Старинное изображение Птолемея с представлением о солнечной системе
Астрологию он определил так: "То, в котором посредством естественного характера самих этих аспектов мы исследуем изменения, которые они вызывают в том, что они окружают."

Согласно Птолемею, астрология является менее точной и менее самодостаточной наукой, чем астрономия, которая имеет дело, по большей части, с совершенными сферами. Астрология характеризуется непредсказуемостью материальных качеств, обнаруживаемых в отдельных вещах, и создает проблемы, потому что некоторые ее части так трудно понять, что они начинают рассматривать сам предмет как непостижимый.

Изложив эти проблемы, Птолемей начал свое изложение предмета с заявленного намерения изучить как возможность, так и полезность астрологии. В начале второй книги Птолемей сделал важное различие в отношении предмета астрологии, и тот, который является центральным в моем тезисе, - разделение астрологии на две фундаментальные категории: универсальную или общую и генетическую.

Первая связана с природными явлениями, такими как региональные и коллективные факторы, климат, погода, сельское хозяйство, эпидемии и далее.

А вторая - с делами отдельных людей. Универсальная астрология включает в себя генеталогическую астрологию; астрология, ориентированная на человека, в конечном итоге уступила более широким и более общим влияниям универсальных астрологических влияний.

Вот как Птолемей определил универсальную или общую астрологию: "Что касается самого общего расследования, то снова оказывается, что часть касается целых стран, а часть касается городов; и далее, часть имеет дело с большими и более периодическими условиями, такими как войны, голод, эпидемии, землетрясения, наводнения и тому подобное; и другой с меньшими и более случайными изменениями, например, изменениями температуры в сезоны года и изменениями интенсивности штормов, жары и ветров, хороших и плохих урожаев и т. д."

Это различие было принято по большей части в течение следующих 1500 лет, хотя из-за сложностей, возникающих в связи с характером медицинской астрологии, предметом политического прогнозирования и различными подходами к этому вопросу со стороны отдельных практиков. Можно утверждать, что астрология может быть разделена другими способами. Тем не менее, к позднему средневековью, эти две общие ветви все еще отличались авторами по этому вопросу и стали идентифицироваться как естественная и судебная астрология.

Это достаточно взвешенное рабочее различие. Чтобы быть конкретным и соответствующим историческому использованию, судебная астрология будет определяться, как категория, включающая три практики:

  • нативы, которые касаются темперамента и жизненной истории людей,
  • вопросы или допросы, которые являются непосредственными проблемами людей,
  • выборы, времена во время которого люди сознательно выбирают принять меры.

Единственная область исследования в естественной астрологии, которая касается людей, связана со столкновениями групп, городов и регионов. Этот компонент естественной астрологии считает, что опыт человеческих коллективов категорически аналогичен опыту самой Земли, когда происходят изменения погоды, землетрясения и т. д.

Как человеческие коллективы, так и Земля подвержены одинаковому влиянию Солнца, Луны и планет, и к ним применяются одни и те же астрологические методологии. Сегодня этот компонент естественной астрологии иногда называют мирской астрологией.

Тетрабиблос

В первой книге «Тетрабиблоса» Птолемей кратко затронул проблему того, как именно Солнце, Луна и планеты, а также звезды оказывают влияние на Землю, ее процессы и жителей. Птолемей объяснил астрологические явления несколько иначе, чем Аристотель. Доктрина более позднего периода включала передачу движения от внешней небесной сферы вниз к Земле. Птолемей утверждал, что планеты обладают собственной жизненной силой, могут двигаться сами по себе, и они движутся относительно друг друга, как стая птиц, каждая из которых путешествует без соприкосновения. Планеты также движутся по совершенно круговым орбитам по собственному желанию в заполняющем пространство эфире, который является средой. Через нее передается энергия движения. Движения Солнца, Луны и планет затем передают свою энергию через эфир вниз в сублунную область, которая окружена первичными элементами огня и воздуха, которые, в свою очередь, передают эту энергию более земным элементам - воде и земле.

Так, со времен Птолемея (2 век н.э.) астрология стала неотъемлемой частью римской жизни. Это практиковали как профессионалы, так и шарлатаны. Императоры, включая Тиберия и Адриана, изучали и использовали астрологию. Поэт Манилий (начало 1 века н.э.) написал длинную поэму об астрологии, которая выражала философскую перспективу стоиков, а Веттий Валент, современник Птолемея, написал основной текст, описывающий его методы и его тематическую работу.

Друзья, подписывайтесь, ставьте лайки. Впереди будут интересные статьи.